Михаил Шевцов зовёт читателя в Индию — за простыми и доступными радостями духовной жизни
Антон Сазонов
"Замыслил я побег"
Михаил Шевцов. Дорога в Ауровиль. М.: Ad Marginem, 2009.
Автобиографическую книгу Михаила Шевцова «Дорога в Ауровиль» открывает длинное вступление, в котором автор подробно рассказывает о себе. Михаил с детства мечтал стать писателем, но осознанно и целенаправленно занимался одной только музыкой. Видимо, жизнь испытывала его на прочность — кидала от пера к музыкальному инструменту и обратно. Однако появление жены и ребёнка вынудило человека творческого забросить служение двум музам и устроиться на работу более приземлённую и более оплачиваемую — в компанию, торгующую аудиооборудованием: фрилансом семью не прокормишь.
На побег от рутины героя подвигнул случай. Михаилу попалась в руки брошюра, рассказывающая о неком городе в Индии под названием Ауровиль, где настолько хорошо, что ехать туда необходимо незамедлительно. Михаил, уже объездивший полмира, но так и не достигший в пути просветления, оперативно уволился с работы, возобновил писательскую деятельность и один (жена с ребёнком в последний момент поехать не смогли) рванул на два месяца на Восток — в одиночку бороться с кризисом среднего возраста.
На обложке книги Шевцова значится «документальный роман». Стоит поставить опущенное логическое ударение: ключевое слово здесь всё же «документальный», а не «роман». В самых удачных своих фрагментах книга напоминает выдержки из журнала «Афиша-Мир», однако по стилистике ближе к краеведческим очеркам из журнала «Всемирный следопыт».
Добрая часть страниц посвящена убаюкивающе-однообразным описаниям индийских городов, деревень и мелких поселений, которые Михаил посещает по дороге в Ауровиль. Все эти разные, непохожие друг на друга места наверняка фантастически прекрасны в жизни, но на бумаге из букв неизменно возникает один и тот же образ чего-то шумного, непознаваемого, перенаселённого и грязного. Почётное место занимают в тексте традиционные радости любого туриста: сравнение российских и индийских цен на продукты и обслуживание, локальный колорит, местная кухня и прочее. Наконец, часть глав обрывается на двусмысленном многоточии: за время поездки Михаил успевает познакомиться с разными женщинами и часто кажется: вот оно — сейчас сменится жанр и начнётся… Однако автор целомудренно оставляет любые фривольные намёки за скобками, немало раздражая читателя этим постоянным неумелым заигрыванием.
Зато совсем мало места остаётся на другое, собственно, на цель поездки. Михаил вроде бы едет в Индию за нравственным преображением, всей душою стремясь в Ауровиль — город, в котором нет правительства, законов и вообще каких-либо ограничений свободы личности, а всем правит любовь, взаимопонимание и духовное единство. Однако добравшись где-то к середине книги до этой земли обетованной, Михаил приходит к выводам, ради которых совершенно не обязательно было тащиться в такую даль. Дураку понятно, что материальный мир с его деньгами, смертными грехами и нарастающим отчуждением людей заметно проигрывает миру духовному — замкнутому, чистому и возвышенному. Но тогда, чем агитировать за срочный побег из России (куда Михаил, чего таить, в финале всё же возвращается), не лучше ли хотя бы между строк намекнуть читателю на возможность кое-что изменить к лучшему прямо здесь, на дому? Глядишь, отпала бы часть поводов для нытья, как всё у нас плохо, убого да бездуховно.