Рецензии

Еженедельный журнал "Однако" о "Весне" Пепперштейна

Павел Пепперштейн. Весна.
Москва: Ad Marginem, 2010.

Правильно пишут об идеологе «медицинской герменевтики» Павле Пепперштейне, что в его текстах проявляется физиологическая сторона письма. Когда в конце 1990-х вышла «Мифогенная любовь каст» и стало видно сразу далеко во все стороны света, не нашлось языка для описания произведенного эффекта. Пепперштейн с Ануфриевым именно этого и добивались (если здесь вообще приме­ним такой глагол). Проект «медицинской герменевтики» сводится к действительному, а не декларативному снятию различий между производством текста и его рефлексией, созданием визуального произведения и его телесно-пространственной экспозицией, включая жест, акцию, перформанс. Даже самая обыкновенная беседа может и должна стать фактом искусства. Но это не избирательное и наивно-прерывистое жизнетворчество символистов, но безграничное самосознание создающего субъекта. Под травой или грибами, кстати, самое оно. Внимание! Это НЕ пропаганда наркотиков, экстремизма и нетерпимости! Просто технические детали.

«Весну» можно читать отдельно, а можно вслед за «Военными рассказами» и «Свастикой и Пентагоном». Эти книги незаметно препроводили нулевое десятилетие туда, где ему место, — в отстойник истории, где останется ложная модернизация и пугливая ностальгия по Советскому Союзу. Полузабытому и оттого идиллическому. Пепперштейн работает с образами прожитого десятилетия, где в один устрашающий коллаж спаяны советская тоска, дорогие рестораны города Москвы, внучки писателя Чаковского, священники, сексуальные мань­яки, инопланетяне и злобный колобок, развернувшийся и прикативший обратно. Это литература глубокого забытья, которая читается не для образования или развлечения, а в целях общей терапии. Она рассказывает о читателе то, о чем он сам и не догадывается. Психоделическая реальность манит и разгружает. Надо только довериться и не искать подвоха. Пепперштейн честен, даже если обманывает.

Оригинал статьи

Книга: «Весна»

Павел Пепперштейн