рецензия на "Дорогу в Ауровиль" М. Шевцова в газете "Книжная витрина"
Издательство «Ад Маргинем» выпускает уже не первую книжку очарованного побережьем Индии россиянина, и это закономерно. Расслабленные записки из Гоа — суть маргиналии, написанные маргиналами. Вот и известный музыкант Михаил Шевцов пишет свою необязательную книгу, выпав из социума. Его «документальный роман» представляет собой попытку освоения иной деятельности и приобретения нового статуса. Меняя музыку на литературу, автор берётся за всё, что может представлять какой-то интерес для читателя. И хотя в качестве эссеиста он выглядит несколько наивно, как внимательный путешественник Шевцов весьма хорош. «Дорога в Ауровиль» — не столько книга о духовных исканиях, сколько симпатичный, внушающий доверие путеводитель.
Начинается он, однако, с неудовлетворённости жизнью.
Свой кризис среднего возраста автор объясняет снижением интереса к музыке. Не так давно он при всеобщем восторге исполнял «Музыканта» Никольского под звёздным куполом планетария, а вот уже пришлось состричь длинные волосы и торговать аудиоаппаратурой. Причем закономерность «чем меньше работаешь, тем больше получаешь» автор постиг слишком быстро, чтобы питать иллюзии о разумности капиталистического устройства. Осознав себя живущим в стране дебилов, он решил бежать и принялся пристально рассматривать карту мира.
Хорошо читать рассуждения Михаила Шевцова! Подкупает непоказная простота человека, знающего себе цену. Да, он похож на серьёзного ребёнка, но отсутствие взрослых понтов ему очень к лицу. Его мысли ясны и наглядны. В России — неуютно, Америка — недоразвитая страна безальтернативного образа жизни, в Скандинавии — скучно, Австралия — далеко, в Таиланде за наркотики убивают, в Японии всё слишком странно. Зато Индия… У неё есть притяжение! И автор честно, но малоубедительно пытается это притяжение объяснить.
В первую трёхнедельную поездку на Гоа ему просто было хорошо. Он не мог понять, за счёт чего возникает здесь чувство умиротворения и спокойствия. А ведь ещё можно легко и непринуждённо вести здоровый образ жизни. Но самое существенное — это еда. Та еда (фрукты и бездрожжевой хлеб), что продаётся в Индии за копейки, в принципе не сравнима с тем, что можно купить в супермаркетах. (Тем не менее, в начале следующего приезда автора разбил недельный понос.) «Вернувшись в Москву после первой поездки, я стал испытывать смутное беспокойство. Словно наркоман, я всё время ощущал желание поймать то же состояние. Но в родных условиях этого никак не получалось».
В результате автор принимает решение отправиться в Индию на несколько месяцев, чтобы убедиться в возможности переезда туда со всей семьёй. Большую часть «документального романа» занимает подробное описание этой ознакомительной поездки: сначала в Гоа, потом в Ауровиль — самоуправляющееся поселение, созданное медитативно настроенными европейцами. Результатами этой релакс-экспедиции автор вроде бы остался доволен, но о своих последующих намерениях (состоится ли переезд?) умалчивает. С независимой читательской точки зрения, апологией Индии его рассказ не кажется. Благие намерения воспеть рай на земле расходятся с авторской честностью. Шевцов отнюдь не расист, но из его отчёта следует, что Индия выглядела бы замечательно, исчезни оттуда все местные жители. Впрочем, приезжие выглядят там немногим лучше, что позволяет автору дать самоуничижительное объяснение: плохо становится там, где появляется много наших соотечественников. Но и в отсутствие людей рай не безоблачен: комары, пауки и скорпионы не дадут расслабиться. Духовные же искания ауровильцев производят впечатление либо придури, либо спекуляции, основанной на корысти. Конечно, скорее всего, рецензент даёт волю злобной субъективности. Всё-таки восторги автора никуда не делись. Но, повторю, как честные записки путешественника книга не только увлекательна — как путеводителю ей цены нет.