Рецензии

М.Климин о книге Э.Юнгера "На мраморных утесах"

Photobucket

В издательстве ad marginem вышел великолепный роман человека многих добродетелей –Эрнста Юнгера. «На мраморных утесах» – текст, который лично я ждал довольно долго, и ожидание мое было оправдано.

Роман обнаруживает в устройстве своем удивительные вещи, связанные как с территориями, так и с литературными отсылками. На мой взгляд, это своего рода ремейк «Ветра в ивах» Кеннета Грэма.
Если разобраться детально, то картина соответствия оказывается удивительной. Герои Юнгера, два брата (Эрнст и Фридрих Георг соответственно), будучи воинами, отходят от дел мавританских (национал-социализм) в сад, где погружаются в семиургию растений, книг и артефактов модернизма. Враг растений и друг охоты, живущий в темном лесу, – Старший лесничий (Геринг) - хочет разрушить мир выращивающих лозу и заселить его дикими животными («в монастырском пруду будут плавать бобры»).
Стоит напомнить о взгляде братьев Юнгеров на технику и природу. Братья разделяли людей на потомков Каина и Авеля. Потомки Авеля – люди земли, чувствующие природу, и вообще олицетворяющие работу с землей и языком. Потомки Каина – циклопы кузнецы, люди техники и механизмов, те деятели модерна, чей холодный разум изобретал гильотины, крематории и подобные механизмы оптимизации тел. (Здесь же, правда, уже мои размышления, в т.ч. о кремации.) В своих военных дневниках Эрнст не раз сетует на механику боя, на изменение техники войны, на странные механизмы для убийства людей, действующие на восточном фронте.
Старший Лесничий в своих лесах разводит хаотичные массы черни, проституток, воров, алхимиков и нигромантов. С.Л. инфильтрирует их в мир порядка и лозы - это предвестники хаоса и язычества.
Юнгер как и Грэм использует территориальный признак, определяющий характер героев. Герои «Ветра», Крот и Крыса, олицетворяют добродетели модернизма и сибаритства. Пикники на реке, культ дома (норы), любовь своего дола, культ правильной пищи. Долу противопоставляется Темный Лес где могут твориться разные темные делишки - обитателями которого являются хорьки. В целом они сопоставимы как с Мавританцами так и с той чернью, которую выпускает Старший лесничий. Они образуют как раз тех потомков Каина, которые хотят уничтожить порядок дола/лагуны/сада. Они являются той мрачной и красивой стороной модерна, которую я время от времени стараюсь разбирать, через замысловатые телесные техники и механизмы.
Но у Грэмма в темном лесу есть оплот порядка – барсук. Он строг и силен, обладает мудростью и властью. В каком-то смысле Старший лесничий – это Барсук, опьяневший от власти, перешедший в лоно зла и бесопоклонничества.
О многом сходстве говорят и концовки обоих текстов. Главные герои «Скал» так же, как и главные герои «Ветра», наделенные каждый своими добродетелями, поднимаются на борьбу со злом. Результат Юнгера пессимистичен, Грэма – оптимистичен.

Есть еще две линии. Линия митера Тоуда, олицетворяющая аристократию, её я не буду разбирать, так как она коннотируется с рядом других сложных элементов замешанных на тотемизме.
И линия бога Пана. Так как текст Юнгера весь пропитан языческими символами - как символами порядка в виде духов предков, так и хаоса – в виде кровавых жертвоприношений. (Не вдаюсь в разбор, но, по сути, и те, и те зиждутся на крови и жертве)

В итоге я получил очень качественный новый текст действие которого разворачивается на старой карте. Рекомендую к прочтению всем!

Книга: «На мраморных утесах»

Эрнст Юнгер