Пресса

"Книжное обозрение" о книге "Правый руль"

Авченко В.
Правый руль: Документальный роман.
М.: Ад Маргинем Пресс, 2009. – 352 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-91103-064-3

«Одни стоят безмолвно. Другие вздрагивают во сне, вскрикивают сиреной, прогоняя дурной сон про аварию, поскрипывают промерзшими подвесками, перемигиваются веселыми оранжевыми огоньками. Планета уже подставила свету и теплу очередную щеку… Существа одно за другим просыпаются, вздыхая и откашливаясь на разные голоса, прогревают свои застывшие за ночь внутренности». Разве у нас кто-то писал так о легковом транспорте? Сравнивал подводные кладбища автомобилей с Китежем, стояние в пробке – с медитацией, исчезновение ретромоделей – с вымиранием дальневосточных леопардов, борьбу за правый руль – с упорством староверов, защищающих двуперстие? Не удивлюсь, если какой-нибудь читатель «Правого руля», еще вчера идейный пешеход, вдруг страстно захочет обучиться вождению. В принципе понятно, за что можно не любить машины: выхлопы, сигнализация, лишнее беспокойство. Оживить, очеловечить, оправдать автомобиль – задача куда более сложная. Владивостокский журналист Авченко не стесняется называть автомобилизм религией, в своей честности он вообще порой договаривается до вещей, которые вызовут у благопристойных граждан содрогание. Признается в любви к «некрофильским» передачам, демонстрирующим последствия автокатастроф. Ведь это концентрат жизни, что делать, когда остальное в телеящике – государственная ложь и стерильная, поддельная радость.

Автомобиль – заменитель войны, необходимая доза адреналина. Встречная полоса всегда рядом. Но для владивостокцев подержанные японские машины, идеальные по соотношению «ценакачество», стали в первую очередь средством выживания, источником заработка, правый руль помог Приморью благополучно вырулить из перестроечных колдобин. Это был по-настоящему свободный рынок. И особая культура: тихого гуманитария Авченко сразу очаровал приморский автожаргон. В книге немало места уделяется лингвистическим и культурологическим изысканиям, любопытно, например, узнавать о «праворульном» подтексте в рок-музыке и киношных «Бумерах». «Праворульном» – читай, дальневосточном. Теперь спросите себя, много ли в последнее время выпускалось книг о Приморье (фотоальбомы не в счет) и насколько велика вероятность того, что среднестатистический москвич хоть однажды побывает во Владивостоке, не в Уссурийске даже. Неприятные вопросы, неприятные ответы. Авченко ставит эпиграфом одной из глав перевертыш ленинской фразы: «Владивосток – город нашенский, но он далеко». Борьба государства с правым рулем расширяет и без того опасный разлом, дело тут не в сепаратистских настроениях, они – только следствие, вот Авченко и сигналит изо всех сил: мы есть, мы хотим жить в России и не хотим, чтобы все развалилось к чертовой матери.

Автомобиль, праворульный в частности, служит автору линзой, проявителем homo sapiens, страны, социума, цивилизации. Антибуржуазность и стремление к комфорту, требование независимости и желание ею пожертвовать ради чегото большего, – автор ловит себя на противоречиях, но этим и ценен «Правый руль». «Интересно, на какой машине ездил бы сегодня Иисус».
А ведь, и правда, интересно.

Лесь Психарев, "КО", №7, 2010

Оригинал статьи

Книга: «Правый руль»

Василий Авченко