Рецензии

Вторая жизнь патента

Infox.ru о "Роиссе вперде": "Журналист увлекся фантастикой и использовал чужую сыворотку"

В повести Олега Кашина «Роисся вперде» фантастическая деградация населения объясняется теорией заговора, а в качестве самого подходящего жанра выбирается политический памфлет. Правда, памфлет этот — second-hand. Известный журналист и начинающий беллетрист использует для своего замысла готовую фабулу 60?летней давности. Повесть читается довольно легко, однако, ощущение дежа вю не покидает даже тех, кто не искушен в фантастике.
Ученый по фамилии Карпов вместе с женой приезжает в город своего детства, чтобы в спокойной обстановке продолжить свое исследование. Он изобрел сыворотку, «которая, будучи вколота живому существу, во много раз увеличивает его способность к росту». Открытие Карпова оказывается востребованным многими, только не теми, для кого он его сделал. Директриса местного научного института, уже давно не занимающегося ничем, кроме сдачи своих помещений в аренду, набивается к москвичу в соавторы, ведь ей так и не терпится подключиться к бюджетной программе «Сытая Россия». Лилипут, один из двух сыновей олигарха, хочет вырасти, чтобы не только нормально развлекаться как большие, но и участвовать в бизнесе брата. Наконец, недремлющие властные структуры, мечтающие о рабском электорате, вкалывают сыворотку детям-сиротам, чтобы те тут же превращались в послушно голосующих «взрослых».
Сюжетный ход с волшебными превращениями напоминает и «Роковые яйца» Булгакова и фантастику Александра Беляева, у которого американского сенатора-расиста заставляют «на своей шкуре» узнать, что такое быть черным. Но есть источник еще очевиднее и ближе, чем можно было бы подумать. Это серия «Атлантида», которая издавалась в том же «Ad Marginem», где вышла «Роисся», и которую нахваливал Олег Кашин в своем блоге. Именно в этой серии не так давно был переиздан давний роман Лазаря Лагина «Патент АВ». Не каждый литературный знаток вспомнит, о чем идет речь в сатирической фантазии автора «Старика Хоттабыча». А речь там идет буквально о том же, о чем у Кашина. Ученый, жена, эликсир, богатый лилипут, дети в телах взрослых, капиталистический заговор. Только у Лагина действие происходит в вымышленной стране Аржантейя — название образовано от французского «деньги», что по меркам 1949 года было не меньшим вызовом, чем «вперде». В романе Лагина ученый категорически не хочет, чтобы его открытия использовались коммерсантами, это его убеждение, ради которого он готов остаться без работы и сесть в тюрьму. У Кашина ученый даже не успевает высказаться на тему дальнейшей судьбы своей сыворотки, поскольку местные бизнесмены выступают категорически против научного прогресса, который уменьшит их прибыль.
Олег Кашин сделал довольно последовательный римейк старого памфлета. Некоторую свободу он продемонстрировал только в деталях. Повесть разнообразят разной степени понятности отсылы к сегодняшней реальности: светская журналистка Бекки, публицист под ником «Околоноля», который, как и герой Евдокимова, прежде, чем достичь высот известных, поторговал сетевым порно, только у Кашина — «гей порно». В финале повести легкость и отсутствие каких-либо иных, кроме лагинских, усилий по докручиванию сюжетных «гаек», объясняется просто: «модернизационное большинство сформируется само собой и на выборах 2012 года проголосует за того из двух национальных лидеров, которого сами лидеры выберут путем простой игры со сломанными спичками». Эта предопределенность срабатывает как тормоз не только для действительности, но и для сегодняшней словесности, разуверившейся в возможности сюжетного, стилистического, да какого угодно, прорыва.

Лиза Новикова 20.01.2011

Оригинал рецензии

Книга: «Роисся вперде»

Олег Кашин