Андрей Аствацатуров о тяжелой судьбе молодых авторов
Мне было тяжело начинать писательскую карьеру, как, наверное, многим начинающим. Я пришел в журнал «Звезда», послал фрагмент своей книги, не получил никакого ответа и убедился в том, что в литературных журналах печатают только друзей. «Звезда», к примеру, узкопрофильный журнал, рассчитанный на узкий круг петербургской интеллигенции 45-80 лет, а это не самый большой круг. Эти журналы не желают бороться за место под солнцем, они существуют на дотациях.
В отличие от многих, я считаю, что рынок — мощный стимулятор литературного процесса. Ситуация в целом сложная. Во-первых, мы живем во времена рецессии, когда люди меньше читают. Книги, которые могли продаваться 50-тысячными тиражами, продаются тиражом в 10 тысяч. Люди заняты выживанием, особенно в провинции. Происходит некая монополизация книжного рынка - в качестве серьезных двух монополий выступают всего два издательства. У них есть свои сети или сети, которые их обслуживают приоритетно, выкладывают книги на видные места и так далее. А монополизация иногда хороша, иногда нет.
Но выходы из этой ситуации есть. Монополии не могут себе позволить открывать новых авторов так, как это происходило раньше. Это чревато для них многими финансовыми проблемами. Книжка может не покупаться, раскрутка требует денег и так далее. Существует издательский план, в котором новому автору просто нет места. Поэтому, уверен, что будущее - за новыми небольшими издательствами, в которых не так много книг, не 40 в месяц, а две-три. У них больше интереса, они более ответственны к своими авторам.
Со своей первой книгой я обошел несколько издательств, получал отказы, иногда вежливые, иногда не очень, но вот небольшое издательство наконец отреагировало на меня, и я не удивлен, что они на меня отреагировали. Я был уже достаточно известен как критик и как филолог, у меня уже вышли две монографии. А как же другие начинающие? Я думал об этом — есть большое количество талантливых ребят, которые пишут что-то интересное, перспективное. Из них может что-то вырасти, а может и нет. Я загрустил, потому что понял, что для таких людей ситуация очень тяжела, мегаиздательства не будут с ними даже разговаривать.
Конечно есть отличные идеи - например, премия «Дебют», которую организует Ольга Славникова. Лауреат премии может рассчитывать на публикации и на перспективы. И потом на них обращают внимание издатели. Небольшие издатели мониторят журналы и везде выискивает авторов.
Еще есть семинар в «Липках», — вот оттуда вышли Захар Прилепин, Дмитрий Орехов, Валерий Айрапетян.
В современной литературе, вопреки всем этим трудностям, перед моими глазами разворачивается очень широкая панорама. Это и так называемый «новый реализм», пост-модернизм... Есть « игровые авторы», есть «социальные дети» (Герман Садулаев и Захар Прилепин). У меня своя ниша — такие псевдо- мемуары, отчасти о детстве, отчасти игровые-философские. Я использую анекдот как жанр, и вообще соединяю разные жанры. Наверное, это реализм, или то, что кажется реализмом.