После выхода своей первой книги, «Люди в голом», питерский филолог Андрей Аствацатуров с удивлением говорил о неожиданной популярности – при том, что изначально своей целевой аудиторией он видел разве что собственных студентов. Но потом, очевидно, свыкся с нагрянувшей публичностью и выпустил вторую книгу, со смешным названием «Скунскамера».
Второе произведение, будь то текст, музыкальный альбом, да что угодно – всегда тяжелое испытание для автора. Тонкая грань между верностью себе и избежанием самоповторов. Аствацатуров пошел по иному пути: вторая книга стала логическим продолжением первой, ни в чем не противоречащим ей «сиквелом». Те же автобиографические скетчи, ироничные и самоироничные короткие зарисовки: вот советское детство, с тиранией и пафосом общего образования; вот непонятные и неприятные девяностые, вот и сегодня – тоже довольно-таки неприглядное – все тот же мирок «низкорослых некрасивых» людей. Во всём этом тягостно унылом брюзжании есть существенное и очевидное обаяние. Дело, возможно, вот в чем: в эпоху напористой успешности и вездесущего нормативного «позитива» Аствацатуров оставляет за человеком в лице своего лирического героя право быть смешным, жалким, неудачливым – право быть «лузером» и не стыдиться этого, а просто констатировать факт. Плюс несомненная наблюдательность автора, точные детали быта, малозначительные на первый взгляд, но яркие, выпукло выписанные детали почти бессюжетного повествования. Так или иначе, Аствацатуров достоин того, чтобы, если не после нынешней второй, а после, скажем, третьей книги, его перестали уже сравнивать с Довлатовым и сравнивали бы уже только с Аствацатуровым.