Направленческая
«Десятка»
«Ад Маргинем», 2011
Составитель: Захар Прилепин
Внутри: «новые реалисты»
«Новый реализм» на марше во всем своем разнообразии. Захар Прилепин собрал вокруг себя своих товарищей и единомышленников — тех, с кем он последние десять лет делил издательство, премиальные шорт-листы и внимание критиков. Получилась, в общем, идеальная антология, и если бы кому-то вдруг понадобилось в максимально короткие сроки усвоить самую заметную (хотя бы потому что едва ли не единственную) литературную тенденцию нулевых, то лучше «Десятки» сложно что-то придумать. Сильная сторона книги (и в то же время слабая) — никаких сюрпризов: Сергей Самсонов — про футбол с завиральным синтаксисом, Сергей Шаргунов — про поездку на дачу с женой Аней, Герман Садулаев — про чеченских полукровок, выросших вместе и столкнувшихся во время первой кампании, Роман Сенчин as he is, Андрей Рубанов as he is и так далее. Это, впрочем, неизбежное свойство выставки достижений народного хозяйства. Единственное, что предисловие к ней, конечно, должен был написать певец и мученик «нового реализма» Андрей Рудалев. Лучший рассказ антологии — «Госпиталь» Михаила Елизарова: инфернальный шабаш накануне августа 1991-го, опущенный «дух» в госпитальной библиотеке в припадке безумия рвет на части карту СССР.
Вадим Левенталь 22.06.11