Молодой грузинский прозаик Заза Бурчуладзе — один из немногих сохранившихся грузинских экспортеров литературы в Россию — фактически не имеет конкурентов. Но его "adibas", надо признать, довольно неумелая попытка высказывания о русско-грузинской войне, своей неуклюжестью печально напоминающая и потуги молодых российских авторов. Сборник состоит из рассказов, объединенных датой — 08.08.08 — и тем, что во всех них война, фантасмагорично разрастаясь до танков на улице Тбилиси, захвата российскими спецслужбами все еще президента Польши Леха Качиньского, etc, не играет никакой событийной роли, а присутствует фоном, сообщениями в новостях, темой чужих разговоров. Из рассказа в рассказ Бурчуладзе изображает расслабленную жизнь тбилисско-батумской молодежи, повторяя одни и те же шутки про Armani и армян, описывая одних и тех же сексуально озабоченных парней и девиц, у одной — высокая грудь и крепкая попа, у другой — наоборот, высокая попа и крепкая грудь, у одной джаз в айпаде, у другой — Madonna, и всех вместе гораздо больше беспокоит, когда в Грузии будет официальный ITunes Store, чем военные сводки. Эта поддельная жизнь, по описанию, кстати, очень богемно-московская, должна по идее разоблачаться войной, но поскольку один и тот же прием вместо одного рассказа растягивается на пятнадцать, то эффект стирается, и кажется уже, наоборот, что весь смысл повествования — в айподах, девицах и прочая, раз уж автор получает от их описания такое нескрываемое удовольствие.
Лиза Биргер, 08.07.11