В свое время автору этого дневника сам Риббентроп предлагал завидный пост, а когда тот отказался, небезызвестный Геббельс запретил праздновать его пятидесятилетие. Теперь же этот самый автор плывет по морю и рассказывает нам о повадках водного жука-скакуна.
Метафора, как говорится, налицо, и сама книга путевых дневников неугомонного семидесятилетнего старца – немецкого писателя, философа и одного из самых выдающихся стилистов XX века Эрнста Юнгера (1895–1998) – имеет двойное и даже тройное дно. Во-первых, это литература (черновики, заметки, выписки) вроде Киплинга и даже Флобера. «Короткие, небольшие заметки похожи на сухие чаинки; их литературная запись – словно кипяток, который позволяет раскрыть их аромат», – так пишет автор о жанре дневника.
Во-вторых, это, безусловно, эссенция туристических впечатлений, пропущенная сквозь скептическую призму философа, ведущего читателя из Юго-Восточной Азии на Корсику, в Португалию и Анголу, в Италию, Исландию и на Канарские острова. Впрочем, путевой дневник Юнгера, как и любой документ литератора, конечно же, фиктивен. Нет, автор аккуратно расставляет даты и фиксирует пункты прибытия, но главное здесь в другом. Во время пути он обдумывает сюжеты новых книг, философствует и совсем не интересуется популярными маршрутами. А еще расшифровывает идеограммы в Гонконге, кормит филиппинских детей конфетами, иронизирует по поводу сборища хиппи в Риме.
Если честно, то путешествие для Юнгера – это перемещение не из пункта в пункт, а от друга к другу, как в античные времена. Кстати, сами друзья в письмах отговаривали автора от сомнительной затеи, а Мартин Хайдеггер даже заметил, что в таком возрасте лучше всего находиться в комнате, не следует даже смотреть в окно. Тем не менее – корабль «Гамбург», верная жена под боком и весь мир перед библейским старцем, пишущим историю этого самого мира. Увы, далеко не библейского.
Игорь Бондарь-Терещенко, 08.07.11