Каспаров.ру о сборнике "Обрез"
Издательство "Ад Маргинем" всегда отличалось эксцентричной, несколько патологической привязанностью к советскому культурному наследию. Там, где садизм пересекается с сентиментальностью, а своеобразная красота приоткрывается в уродстве соцреалистического китча, был издан "Господин Гексоген" Проханова и родилась серия "Новая Атлантида".
Но тексты Аркадия Гайдара, собранные в тоненькой книжечке "Обрез", — это проза совершенно другого уровня, чем экзерсисы Проханова, больше всего напоминающие эрото-коматозный трэш жанра грайндхаус или советское приключенческое чтиво "для юношества".
"Обрез" — это очень лаконичное и меткое, как выстрел красного снайпера, напоминание о том, насколько великолепной могла быть советская литература в своих лучших проявлениях.
И напоминание это оказывается особенно выразительным в свете того, что здесь представлены не самые популярные, малоизвестные рассказы советского классика.
Сборник предваряет статья Михаила Елизарова, возможно, одна из самых пронзительных и искренний апологий одного писателя другим, написанная с неподдельными болью и гневом. Заранее зная об обреченности своих усилий, Елизаров громит созданный врагами Аркадия Гайдара образ патологического садиста, массового убийцы и психопата. В этой полемической битве иногда рождаются блестящие перлы, например презрительный плевок в оппонентов: "В спорах с либералами истина не рождается, а умирает". На наш взгляд, это, конечно, не ко всякому либералу применимо. Но, кто помнит лихорадочный раж и глумливый нигилизм "либеральных" "деконструкторов" всех советских смыслов и фигур в 1990-е, тот поймет, о чем это.
В нескольких произведениях малой формы ("Угловой дон", "Обрез", "Глина", "Голубая чашка" и повесть "Всадник неприступных гор"), представленных в книжке, поражает мастерство слова, стилистическая отточенность и какая-то солнечная ясность, вызывающая ассоциации не столько с романтизмом, в который, добавив прилагательное "революционный", всегда было принято записывать Гайдара, сколько с Возрождением. Идеальная, безупречная суперсимметрия.
Даже в первом рассказе, где красногвардейцы убивают молодую буржуазную барышню. Уэльбек считает, что в пространстве поэзии заблокирована возможность отрицания поэтического высказывания. Внутри своего произведения поэт всегда прав. В случае с Гайдаром это верно и для прозы.
А еще данное издание, прочитываемое легко и с удовольствием, доказывает, что зачисление Аркадия Гайдара, как и, к примеру, его заокеанского коллеги-романтика Джека Лондона, в маргинальное гетто "детской литературы" было почти столь же несправедливым, как и постсоветское оплевывание и клевета на автора гениального "Мальчиша-Кибальчиша".
Антон Семикин, 08.06.12.