Вчера я перевернул 778 страницу формата А4 книги Джонатана Литтелла "Благоволительницы". Перевернул с некоторой грустью, которая всегда наступает, когда дочитываешь прекрасное литературное произведение, посвятив ему ни один вечер. Но к грусти примешалась легкая горечь омерзения. Омерзения даже не столько от некоторых шокирующих сцен, не от опереточной концовки, не совпадающей с моими "понятиями" (у нас с Ауэ вообще мало понятия о жизни совпадают, скорее с его другом Томасом), а от того, что в книги дан точный диагноз Человеку (открытием не стал, но лишний раз, да так точно, подтверил мои худшие опасения.) Теперь я понимаю, почему посмеивалась надо мной los_dias (вот её рецензия), когда я бравировал своей готовностью читать про массовые казни и экскременты, стекающие по ногам повешанных. Это всего лишь физиология, жизнь, хоть и до дрожи непривлекательная. По настоящему страшен внутренний мир человека, мотивы его поступков, его галлюцинации. Ещё страшней осозновать, что сам ты тоже человек и с порядочной порцией говнеца внутри.
Трудно не согласится с критиками, которые поставили "Благоволительниц" в один ряд с "Войной и миром". И дело тут отнюдь не в количестве страниц, а в том, что и Толстому, и Литтеллу удалось переплести вымысел с правдой, добиться того, что по исторической достоверности их книги превосходят некоторые учебники истории. Прочитав "Благоволительниц" вы с уверенностью сможете рекомендовать себя как знатока структуры СС, некоторых интриг в верхушке нацистской Германии и массовому уничтожению евреев на территории от Ниццы до Кавказа. Боюсь даже представить сколько архивного материала переворошил автор, задыхаясь от библиотечной пыли и чудовищности свидетельств. Но Литтеллу также удалось препарировать саму суть Человека через характеры героев. Чёрт знает сколько ему пришлось проштудировать литературы, но Фромма, Юнга и Канта он знает превосходно. Как и теорию и историю классической музыки. Наверно поэтому его романом так восхищается Захар Прилепин, признанный мастер в препарировании человеческих душ. Литтеллу удалось чуть больше, чем Прилепину в "Чёрной обезьяне", он выиграл эпичностью повествования.
Книга удивительным образом скроена. Вы можете на протяжении нескольких десятков страниц сидеть с Ауэ на собрании, посвященном питанию в концлагерях, недоумевая зачем вам всё это знать и к чему автор втянул вас в это дело, но вы не оторветесь от книги. Или вы будете вслед за главным героем бегать по развалинам Сталинграда, а потом вдруг в течении получаса плавать среди бреда его сознания, нарушенного дыркой в голове от пули и детской психологической травмой. Не удивлюсь, что вы раз в несколько минут будете отрываться от книги, чтобы стряхнуть с себя омерзение от его сексуальных извращений в особняке (кстати, автор получил премию за худшее изображение секса в литературе) и даже не заметите, как уже еле поспеваете за ним в попытке уйти от советских солдат в лесах Померании. Но когда я читал про расстрел в Бабьем Яре или условия жизни в концлагерях, меня не покидало ощущение, что Литтелл лично стоял по щиколотки в дерьме и крови, а не родился спустя 22 года после падения Третьего Рейха.
Пересказывать всю книгу бесполезно (хотя чуть позже Литтелл всё же выступит в моей рубрике "Слово мудрым"), лучше потратьте несколько рубликов или найдите книгу в Интернете. Читайте, наслаждайтесь, протестуйте, думайте.
"Вот так, с задницей, ещё полной спермы, я принял решение вступить в службу безопасности"
07.08.12.