Вальтер БЕНЬЯМИН начал писать «Улицу с односторонним движением» в 1924 году как «книжечку для друзей». Она вышла в свет в 1928-м в издательстве «Rowohlt» параллельно с важнейшим из законченных трудов БЕНЬЯМИНА — «Происхождение немецкой барочной драмы», и посвящена Асе Лацис — латвийскому режиссеру и актрисе, с которой он познакомился на Капри в 1924 году.
В словарях Вальтер БЕНЬЯМИН (1892 — 1940) рекомендуется в основном как немецкий философ, один из представителей франкфуртской школы, историк культуры, литературный критик. Его судьба закончилась трагически. Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, откуда после оккупации Франции в 1940-м собирался выехать через Испанию в США. Однако на пограничном пункте ему было заявлено, что лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. БЕНЬЯМИНУ было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 27-го на 28 сентября 1940-го покончил с собой.
Для поклонников культовой американской «Касабланки», голливудской кинодрамы 1942 года производства, поставленной режиссером Майклом Кертисом с Хамфри Богартом в главной роли, параллели окажутся на поверхности. Что до «Улицы с односторонним движением», то в книге собраны эссе, правила и мимолетности, каждая из которых может дать читателю направление, руководствуясь каковым он может оказаться совсем не там, где ожидал. «На лице у людей, бродящих по художественным галереям, написано плохо скрытое разочарование от того, что там висят лишь картины». Или: «Когда один почтенный, блестяще образованный и элегантный друг переслал мне свою новую книгу, я с удивлением обнаружил, что, намереваясь ее раскрыть, поправил галстук». Или: «Книги и девки в публичных домах — для студентов».
Елизавета Кривощекова, 01.08.12.