Рецензии

"Афиша" о "Блокноте Бенто" Джона Бёрджера

После того как Спиноза, нареченный при рождении Барухом, отходит от иудаизма и вследствие чего исключается из еврейской общины, его начинают называть Бенедиктом или просто Бенто. «Блокнот Бенто» букеровского лауреата 1972 года Джона Бёрджера не что иное, как попытка представить, что могло быть в блокноте Баруха «Бенто» Спинозы, в этом утраченном философском артефакте. Правда, никаких философских тайн или откровений в том блокноте не было — просто зарисовки художника-любителя, да, наверное, небольшие комментарии. В сборнике-блокноте эссе Бёрджера тоже никаких тайн и даже ответа на вынесенный в подзаголовок вопрос «Как рождается импульс что-нибудь нарисовать?» нет. (Да и как можно ответить на такой вопрос с точки зрения рацио, если подобный импульс зарождается в бессознательном состоянии?) Зато есть очень хорошо сделанное издание, вышедшее в нью-йоркском Pantheon Books в прошлом году, а теперь и на русском, в рамках совместной программы Ad Marginem и Культурного центра «Гараж», с иллюстрациями Бёрджера и его эссе. Все это дополняется цитатами из спинозовских «Этики» и «Трактате об усовершенствовании разума».

Катя Морозова, 10.10.12

Оригинал рецензии

Книга: «Блокнот Бенто»

Джон Бёрджер