Мемуары талантливого искуствоведа и писателя Брюса Чатвина, чья интереснейшая биография привлекла внимание общественности только лишь после его смерти.
Брюсу Чатвину «повезло» оказаться одним из писателей «для избранных», о существовании которых публика узнает из книг их более известных коллег. Причем «повезло» вдвойне: о нем узнали благодаря его смерти. Мемуар-бестселлер Салмана Рушди «Джозеф Антон» начинается как раз с описания его похорон… Такую насмешку судьбы можно счесть закономерным завершением парадоксальной жизни. Брюс Чатвин (1940–1989) — ярчайшее воплощение британского эстетизма, и судьба его до странности параллельна судьбе Оскара Уайльда. Ранний взлет в искусствоведении (в 19 лет Брюс становится экспертом по импрессионизму «Сотбис»!), резкая смена занятий, вынужденная журнальная поденщина, обращенная в оригинальное литературное творчество, богатство, слава «среди своих» и даже расплата за бисексуальность — пришедшая не в виде тюрьмы, а в виде смерти от СПИДа. Литературное наследие Чатвина — это, помимо небольшого романа о чешском коллекционере, тексты из каталогов выставок, эссе о встречах с разными людьми (среди них — Надежда Мандельштам, Константин Мельников и советский коллекционер авангарда Георгий Костаки) и дорожные заметки. В том числе о путешествии по Волге — и этот очерк воспринимается нами сейчас едва ли не с бо?льшим удивлением, чем в 1984 году читателями Observer.
Михаил Визель, январь 2013