Цитирование Сонтаг с конца семидесятых, когда сборник ее исследовательских текстов о фотографии был впервые издан, носит эпидемический характер. Формулировки ее так эффектны и утвердительны, что легко украшают и осмысляют самый вялый текст.
Например: «Желание подтвердить реальность и расширить опыт с помощью фотографии — это эстетическое потребительство, которым заражены все». Или: «Таким образом — они (фотографии) — облака фантазии и гранулы информации». И так: «Современное искусство в большей степени занято тем, что приучает к ужасающему». Или самое затертое: «Сегодня все существует для того, чтобы попасть в фотографию».
Но радость и сила Сонтаг — образцовой интеллектуалки, прирожденного мыслителя — не в выводах и характеристиках, а в процессе осмысления. Каждое эссе сборника посвящено общему явлению или теоретической проблеме: отношению фотографии и реальности, изменению представлений о красоте снимка, социальной ответственности или безответственности фотографа, его неспособности влиять на реальность. Но описываются они на конкретном материале — выставке Дианы Арбус, фотографиях эстета Стиглица, хронике криминального репортера Виджи, американской серии Роберта Франка. Поэтому цитаты из Сонтаг — не универсальные формулировки, а высказывания строго по поводу.
Вырванные из контекста ее замечания сохраняют яркость, но утрачивают глубину, точность, а иногда и смысл. Фраза «Снимая карликов, ты получаешь не красоту и величие. Ты получаешь карликов» не универсальна, фотограф легко может превратить карлика в великана, красавицу в чудовище.
В предисловии к сборнику Сонтаг признается, что несколько эссе «можно было бы суммировать и расширить более теоретическим образом». И действительно «О фотографии» — не ученый труд, а запись наблюдения и размышлений увлеченного, даже пылкого, исследователя. И не сборник абсолютных истин, хотя и культовый.
«В последнее время фотография стала популярным развлечением, как секс или танцы, — а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимается ею не в художественных целях. Она главным образом — социальный ритуал, защита от тревоги и инструмент самоутверждения». К написанному тридцать пять лет назад можно добавить только, что невроз фотографирования со временем усугубился и принял навязчивый характер.
Множеству людей сегодня легче воспринимать действительность через монитор своего айфона, чем невооруженным глазом. Замусоренность мира изображениями, отмеченная Сонтаг, превращается в экологическую катастрофу. Если не реального, хотя и там от картинок спасу нет, то виртуального мира, занимающего все большую часть жизни современного человека.
Для осмысления новых процессов нужны последователи Сонтаг, обладающие любопытством ученых, трезвым мышлением и нежеланием манипулировать фактами ради определенных идеологических и политических выводов.
Ольга Кабанова, 17.01.13