Рецензии

Выбор Игоря Гулина: "Политика поэтики"

Среди книжных событий конца года выход этого тома остался почти не замеченным. Во многом потому, что из-за весомости (во всех смыслах) о нем сложно говорить мельком, он требует долгого, внимательного освоения. Философ и искусствовед Борис Гройс — когда-то главный теоретик московского концептуализма, а сейчас — одна из фигур, связующих русский интеллектуальный контекст с общезападным. Прошлой весной он приезжал в Москву, и несколько его выступлений оставили совершенно захватывающее впечатление: Гройс — именно такой тип публичного интеллектуала, которого Москве очень не хватает, человек, на протяжении многих лет находящийся в увлекательном романе с современностью, с "новым". Именно протяженность этого романа не дает ему размениваться по мелочам, заставляет видеть существенное. В конце года вышло сразу две новых книги Гройса. Одна — небольшое остроумное эссе "Публичное пространство. От пустоты к парадоксу", выпущенное институтом "Стрелка" (правда, лишь в электронном виде). Вторая — этот увесистый том, объединяющий тексты из двух его последних англоязычных сборников. И для людей, сколько-нибудь увлеченных современным искусством, "Политика поэтики" — чтение обязательное. Гройс ставит вопросы значительные настолько, что до них обычно просто не добираешься. В каких отношениях современное искусство находится с философией, оно — вид теоретизирования или его практическое приложение, союзник или соперник? Как так выходит, что направленная на искусство критика образов искусством раз за разом и присваивается, становится основанием для производства новых образов? Почему чем демократичнее искусство в своем основании, тем тяжелее оно усваивается публикой, а адаптация всегда оказывается элитаризацией? При часто печальных ответах на эти вопросы само современное искусство для Гройса представляется воплощенной утопией (а не только местом производства утопических мечтаний). Оно, искусство,— пространство абсолютной демократии средств, заведомого равенства любого языка. Все это лишь малая часть, разбираемых в книге проблем. Будучи толком прочитанной, "Политика поэтики" должна стать не то чтобы учебником, но некоторым капитальным вдохновением, волнообразующим толчком для думанья о современном искусстве (и современности как таковой).

Игорь Губерман, 25.01.13

Оригинал рецензии

Книга: «Политика поэтики»

Борис Гройс