Рецензии

История одного историка

Эрнст Юнгер (1895–1998) – один из крупнейших немецких писателей и философов прошлого века. В датах жизни нет ошибки: он действительно прожил более 100 лет и до последних дней сохранял ясность ума и работоспособность. Впрочем, для сочинителя, работавшего на протяжении 80 лет, он написал не так уж много. Главные его сочинения – романы, эссе, дневники – за последние два десятилетия переведены на русский язык.

Юнгер родился в семье философа-аптекаря, был героем Первой мировой войны, получил 14 ранений на Западном фронте (в том числе одно – в голову, сквозное, от лба до затылка) и высшие военные награды кайзеровской Германии, после войны изучал химию, биологию и демонологию и издал свои первые книжки. Считается одним из ранних теоретиков национал-социализма; впрочем, практика нацистов после их прихода к власти ему решительно не понравилась. Он находился в оппозиции к гитлеровскому режиму и в романе «На мраморных утесах» подверг его уничтожающей критике. Был как-то замешан в покушении на Гитлера, но его не тронули за прошлые военные заслуги и лишь уволили из армии. Впрочем, в активных боевых действиях в ту войну Юнгер участия не принимал.

«Эмесвиль» (1977) – последний и не самый знаменитый из романов Юнгера. Действие происходит в отдаленном будущем после грандиозной военной катастрофы. Небольшая средиземноморская страна зажата между двумя рыхлыми империями Желтого и Синего ханов. Культура пришла в упадок – феллахизировалась: так на смену эллинистическому цветению Египта пришла когда-то крестьянская цивилизация феллахов. Впрочем, где-то в катакомбах (понимаемых скорее фигурально, чем буквально) некие ученые по-прежнему занимаются техническими изобретениями. В романе, в частности, предсказано появление мобильной телефонии и интернета. Герой романа, анархически настроенный историк, преподает в университете и работает виночерпием в резиденции местного диктатора. Либералы считают его коллаборационистом, но герой не с теми и не с другими – он лишь отстраненный наблюдатель. В конце романа герой пропадает без вести.

Роман показывает, что Юнгер и на девятом десятке сохранил дух героического романтизма и не утратил писательского мастерства, позволяющего из немногих деталей воссоздать достоверный и впечатляющий мир. В то же время этот мир – лишь повод для серии философических высказываний.

«Упадок языка – не столько болезнь, сколько симптом. Симптом исчезновения живой воды мироздания. Слово еще имеет значение, но уже утратило смысл. Оно все чаще заменяется цифрами. Становится непригодным для поэзии, недейственным в молитве. Духовные наслаждения вытесняются грубыми удовольствиями».

«Земля время от времени снова показывает свой тотем, тотем древней змеи; она и сама то отбрасывает от себя отдельные члены, то вновь вбирает их. Этим объясняется феномен Всемирного государства, исчезновение культур, вымирание животных, возникновение монокультур и распространение пустынь, увеличение частотности землетрясений и плутонических извержений, а также возвращение титанов».

«Мы видим, как собираются евнухи, чтобы лишить народ полномочий, присвоив себе право говорить от его имени. Это логично, поскольку самое сокровенное желание евнуха – кастрировать свободного человека. Так принимаются законы, согласно которым когда насилуют твою мать, ты должен бежать к прокурору. Они обманом лишают мужчину права пролить кровь во искупление убийства – так же, как отнимают у него золото, подтверждающее его причастность к солнцу, и портят соль, которая, будучи духом земли, объединяет свободных».

Юрий Елыкаев, 09.08.2013

Оригинал рецензии

Книга: «Эвмесвиль»

Эрнст Юнгер