Рецензии

Роман... с Берлином, фотографией и убийством

Вальтер Беньямин. Краткая история фотографии. Перевод с нем. Сергея Ромашко. Послесловие Владимира Левашова.

Под одной обложкой вышло три классических эссе («Краткая история фотографии», «Париж — столица девятнадцатого столетия», «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»), написанные Беньямином в 30-е годы, то есть в то время, когда по отношению к фотографии совсем недавно произносились подобные тексты: «Человек создан по подобию Божию, а образ Божий не может быть запечатлен никакой человеческой машиной». По сути, Беньямин был первым, кто исследовал новый взгляд на искусство, который родился одновременно с возможностью бесконечно воспроизводить изображение, уточняя и одновременно девальвируя изначальный образ. Беньямин очень точно угадал главное: не только очевидную доступность новых визуальных технологий, но и ту мутацию взгляда обывателя, которую подобный демократизм за собой влечет. «С техникой кино, — иронично написал он, — так же как и с техникой спорта — связано то, что каждый зритель ощущает себя полупрофессионалом в оценке их достижений».

Цитата: «Но в конце концов в сословие профессиональных фотографов хлынули со всех сторон деловые люди, а когда затем получила повсеместное распространение ретушь негативов — месть плохих художников фотографии, — начался быстрый упадок вкуса. Это было время, когда начали наполняться фотоальбомы. Располагались они чаще всего в самых неуютных местах квартиры, на консоли или маленьком столике в гостиной: кожаные фолианты с отвратительной металлической окантовкой и толстенными листами с золотым обрезом, на которых размещались фигуры в дурацких драпировках и затянутых одеяниях — дядя Алекс и тетя Рикхен, Трудхен, когда она еще была маленькой, папочка на первом курсе и, наконец, в довершение позора, мы сами: в образе салонного тирольца».

Наталия Бабинцева, 8 ноября 2013

Оригинал рецензии

Книга: «Краткая история фотографии»

Вальтер Беньямин