В издательстве «Ад Маргинем» вышла книга «Хомские тетради. Записки о сирийской войне» писателя, журналиста, переводчика, автора «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. Своеобразный дневник революции читал Глеб Ольховой, размышляя о свободе информации, слезинке ребенка и беспощадности войны.
Американо-французский писатель Джонатан Литтелл, автор исторического романа о Второй мировой «Благоволительницы», написанного от лица офицера СС, был удостоен за него в 2006 году самой престижной литературной премии Франции — Гонкуровской.
Но Литтелл — не только писатель, но и журналист. В 2012 году вышла его книга-репортаж «Чечня. Год третий», где он подробно описал перемены, которые произошли в республике спустя некоторое время после окончания войны. И проанализировал, какой она стала в годы правления Рамзана Кадырова (десятилетием ранее Литтелл посещал регион как сотрудник правозащитной организации).
«Хомские тетради» — собранные в книгу блокноты, в которые Литтелл записывал свои наблюдения во время нелегального пребывания в сирийском Хомсе (город был одним из первых, где вспыхнули антиправительственные волнения). На время своего путешествия он стал «гостем» Сирийской освободительной армии (в официальных российских СМИ ее бойцов называют «боевиками» и «мятежниками»). В своих записях он рассказывает, как выглядит революция с их точки зрения.
Литтелл не позволяет себе делать определенные выводы и оценки, он достаточно холодно, сухим репортажным языком, описывает происходящее, но рассчитывать на объективность и принимать это за истину не стоит. Все собеседники автора придерживаются одной точки зрения в отношении правящего режима.
Мысль о том, что на месте изжившего себя режима тут же рождается новый, следует через всю книгу. Фотограф, путешествующий вместе с Литтеллом, в какой-то момент срывается на одного из революционных активистов за то, что в сфере информационной политики они ведут себя не лучше властей. Вопрос свободы информации тоже один из ключевых. Литтелл, рассчитывал поехать в «настоящую» Сирию (не в ту, что показывают официальным делегациям иностранных журналистов), но и тут он смог увидеть только то, что ему показали (захотели показать) оппозиционные силы. Естественно, все увиденное играет в пользу оппозиции и против правительства.
Но, к сожалению, за кадром остаются мирные жители. О том, как они воспринимают эту революцию, как она изменила их жизнь, чего они от нее ждут или не ждут, на что надеются и что чувствуют, Литтелл не пишет. В фокусе различные революционные активисты, бойцы освободительной армии, врачи-энтузиасты и другие сторонники революции. Мирные жители присутствуют как цифры, погибших за день или как безмолвные участники похорон.
Но саму атмосферу, царящую в городе, автор отражает довольно подробно. С первых же страниц стрельбу на улицах он подает как что-то естественное. Поначалу Литтел ощущает себя в осадном городе вполне уверенно. Но через десять дней он сдается — чувство ужаса, бессилия и бессмысленности переполняют его.
Завершаются его скитания совершенно достоевским выводом о бессмысленности революции – в очередном споре о борьбе за правду Литтелл вспоминает тело убитого ребенка на кафельном полу и говорит о том, что такое нельзя оправдать никакой идеологией.
Глеб Ольховой, 25 декабря 2013