"Эксперт" о книге Голдберг "Искусство перформанса"
Еще несколько лет назад применение подобного определения к перформансу, балансирующему на грани визуальных и пластических искусств, цирка и политики, выглядело бы насмешкой. Перформанс в России казался изыском для чрезвычайно узкого круга. В лучшем случае — забавной хохмой для развлечения пресыщенной западной публики, как у Олега Кулика с его человеком-собакой. В худшем — бессовестным самопиаром. Но эксцессы последних двух-трех лет, которые, собственно, даже не очень понятно было по какому «ведомству» проводить — искусства или политики, вызывали такие ожесточенные споры, что никаких сомнений не осталась: да, такое под силу только настоящему искусству.
Роузли Голдберг доказывает это с 1979 года. Именно тогда вышло первое издание ее книги, впервые в истории подытожившей путь, пройденный этим трудноуловимым (в прямом смысле) искусством с 1909-го. Точкой отсчета, как можно догадаться по дате, стал манифест футуризма Маринетти. Хотя автор упоминает об античных мистериях и «Триумфах» Возрождения.
От публичных скандалов итальянских и русских футуристов — к русской же биомеханике и массовым праздникам первых лет революции, через чад немецких театриков и швейцарского дадаистского кабаре «Вольтер», Баухауз и сюрреализм — к продуманным жестам Йозефа Бойса, исповедальным действам первых американских феминисток и «искусству идей и медиапоколению» после 1968 года: автор выстроила последовательную историю развития этого «авангарда авангарда», как именует она перформанс. И в трех последующих изданиях — 1988-го, 2001-го и 2011-го — добавляла в него все новые и новые главы.
Добавила она новые главки и для русского издания — о «Коллективных действиях», Пригове и «Синих носах». Pussy Riot в него еще не вошли, но это, наверно, пока и к лучшему.
Михаил Визель, 27 января 2014