Рецензии

Максим Казаков о "Шаломе"

Это не скоропостижный отзыв. Я нахожу в себе ощущение двухлетней давности. Роман А. Клинова «Шалом» не стал тем, что будут перечитывать, чем-то к чему будут возвращаться. Находить нечто незамеченное. Эта пещера без сталактитов. Стерильная в геологическом смысле. Не очаровывает. Я самый преданный читатель. Я вспоминаю, реставрирую в себе ушедшие впечатления. Удобряю эти увядающие травы.

Написать роман на одном дыхании. Навязчиво оставить образы в рамках клише. Про медленное скучное сумасшествие одного художника. Художник алкоголик. Занудный авангардист. Непонятый. Как эстрада. Бред Достоевским. Шлем на голове. Это не вызывает ни малейшего интереса. Даже если это чистейшая правда.

Всё это скучная интеллектуальная роль А. Клинова, монотонное амплуа, слишком затянувшаяся игра в шахматы. Игра, в которую играет Артур Клинов, для которой потребовались все эти условные романы, альманахи, арт-проекты, затягивается, утрачивает азарт. Слишком долгие шахматы. Практически пустая шахматная доска, располагающая к неинтересным и однообразным ходам. Игра, продолжающаяся до бесконечности. Нагоняющая скуку.

Но это не всё и не главное. Роман «Шалом» разочаровывает меня в первую очередь не слишком частым сознательным и несознательным использованием различных клише, а изображением сна. Тема сна буквально пронизывает весь роман, беларускоязычное издание которого толстое как белый кирпич. Человеческий сон показан отвратительно неинтересно. Так дети рассказывают о своих снах, когда хвастаются и хотят внимания.

Сон в романе приравнен к бреду, к приступам шизофрении, помутнению разума. Но непростительно для писателя знать вкус этой микстуры столь неряшливо… Сон никогда не бывает бредом. Сон околдовывает. Какой бы бред не происходил во сне, он никогда не похож на бред. Сон умеет скрыть от человека всю странность происходящего. Во снах ничто и никогда не покажется вам странным. Пока вы спите и видите сон, ощущение странности пропадает, задерживается как дыхание при нырянии…

Неправдоподобие сна – это главная проблема романа «Шалом», всё остальное не столь разрушает роман как это.

Главный герой романа зарабатывает на жизнь, изготавливая надгробную скульптуру. Но никто не показывает сон столь проникновенно, как мастера мемориальной скульптуры... Спящие ангелы. Сон в полный рост. Нигде сон не находит столь чутких наблюдателей, как в мастерских ритуальных скульпторов... Неправдоподобный сон и надгробный скульптор не должны были попасть в один роман. Многое в этом романе оказалось рядом случайно.

Оригинал материала

Книга: «Шалом»

Артур Клинов