В рамках совместной издательской программы Центра современной культуры “Гараж” и ООО “Ад Маргинем Пресс” вышла в свет небольшая книга итальянского философа Паоло Вирно “Грамматика множества” (пер. с ит. А. Петровой; под ред. А. Пензина. - М.: 2013. - 176 с.). Основой текста послужил доклад автора на семинаре, проведенном факультетом социологии Университета Калабрии в 2001 году. Семинар проходил в течение четырех дней; соответственно, и книга разбита на четыре главы - “Первый день. Формы страха и защиты”, “Второй день. Труд. Действие. Интеллект”, “Третий день. Множество как субъективность” и “Четвертый день. Десять тезисов о множестве и постфордистском капитализме”.
Жанр небольшого обзора неизбежно предполагает снижение той высокой интеллектуальной планки повествования, которая была задана форматом академического семинара. Упрощая и огрубляя, можно сказать, что книга эта представляет собой рефлексию о базовых принципах социальной организации того общества, которое приходит на смену современному капитализму. Речь прежде всего идет о термине “множество” (более понятным было бы “социальное множество”), который противопоставляется традиционному термину “народ”. Под “народом” обычно подразумевается некое интегрирующее единство, делегирующее монополию на политические решения “высшей власти”, или государству. “Множество” же предполагает иную форму социальной структуры - но вовсе не более размытую, а не менее единую; и единство как раз и создается “множеством” структурных взаимодействий.
“Я считаю, что в сегодняшних формах жизни, как и в современном производстве (если мы не будем связывать производство, насыщенное этосом, культурой, лингвистическими взаимодействиями, только с экономико-математическим анализом, но будем мыслить его в качестве опыта ‘мира’ в широком значении), существует четкое ощущение того, что пара публичное/приватное, как и пара коллективное/индивидуальное, больше не имеет силы, работает вхолостую, - пишет Вирно. - И продолжает: Современное множество состоит не из ‘граждан’ и не из ‘производителей’. Оно находится посередине между ‘индивидуальным’ и ‘коллективным’, и разница между ‘общественным’ и ‘частным’ для него не имеет никакого значения. Именно из-за размывания этих так долго считавшихся очевидными пар нельзя больше говорить о сводимом к государственному единству народе”.
Сегодня прежние социоэкономические модели (как, например, выделение - по Марксу - рабочего класса как основной производительной силы) уже не работают: изменилось прежде всего само понятие производства, в котором рабочее время все чаще неотделимо от свободного, а и средства, и продукты производства все чаще обладают свойствами не материальных, а интеллектуальных сущностей - не случайно одним из ключевых понятий книги Вирно является “General Intellect”. И наглядной репрезентацией такого общего (генерального) интеллекта могут служить социальные сети сегодняшнего Интернета, где структуры “множественных” коммуникационных взаимодействий вполне естественно складываются в некое нетривиальное Единое - и уже вырабатываются специфические “производственные” механизмы типа “краудсорсинга”.
Алексей Михеев, «Иностранная литература» 2014, №3