Рецензия Михаила Трофименкова.//GQ, N6 Июнь 2009
Вьетнамец, учившийся в СССР, однажды сочинил сценарий, начинавшийся так: «Американские насильники насилуют вьетнамскую женщину в голом. Женщина в голом зовет на помощь. Подлые смехи».
Вьетнамец промелькнет в книге, как промелькнут псих, которого брыкали стулья в кафе, утонувший в сортире толстый Толик и пионервожатая Наташа, едва не исключенная из университета за макабрическую наглядную агитацию против курения под названием «Вот тебе живой пример, как скурился пионер». Одна редакторша презрительно обозвала «Людей» то ли «огрызками из отрывков», то ли «отрывками из огрызков». А это просто жанр такой: немного напоминает похороненного за плинтусом Санаева, немного Довлатова, а еще – дневники экзистенциалистов, в любом пустяке вычитывавших приговор: все люди – в голом.
Аствацатуров – филолог, и кому как не ему знать: «Прочитав книги, люди глупеют окончательно, и тогда с ними можно делать все что угодно». «Люди в голом» мешают людям глупеть. Изящные хмельные байки чередуются с пародиями на неприятных автору современников, поданными как замыслы книг «Как я съел стеллерову корову» и «Путь Гава», где действуют просветленные юноша Гав и девушка Но.
Кто-то обидится на автора за портрет Мишеля Уэльбека, но как участник описанного ужина с Уэльбеком клянусь: Аствацатуров еще пощадил тот прямоходящий ужас, которым оказался живой классик.