Рецензии

Схождение в AD

Евгений Белжеларский для журнала "Итоги"

Герман Садулаев премиальными жюри присмотрен, но не коронован. Неудивительно. Поколение рассерженных 35-летних играет роль шутов в "приличном" обществе, и хотя Михаила Елизарова одарили "Русским Букером", изрядно порядочная публика сразу встала в стойку и сделала дежурное фи. Больше таких награждений не будет.

Что до Садулаева, то его после нашумевшей "Таблетки" старательно уличали в подражании Пелевину. С новым романом этот номер не пройдет. Попробуйте найти у Пелевина сюжет с убийством бизнесмена и милицейским расследованием.

В "AD" с этого все начинается. Семена Абрамовича Мандельштейна, главу холдинга "A.Д.", находят в разгар корпоративчика в мужской уборной с вилкой между ребер. Заход брутален. И поначалу опасаешься, не приготовил ли автор блюдо на манер Дарьи Донцовой - с шубами, стразами и выпадающими из шкафов скелетами? К счастью, нет. Роман решен в духе интеллектуальной готики Эко и Ко. Это при том, что следователь Павел Борисович Катаев, взявшийся распутывать дело, фигура прозаическая, ординарный детектив, снятый с районной текучки и переброшенный в центр. Да, Садулаев умеет работать на контрасте. А также владеет искусством строить фабулу по нарастанию и держать читательское внимание. Часто ли на это способны лауреаты, от чьих опусов порой вяжет челюсти, как от недоспелой хурмы?

Что до идейного содержания "АD", то здесь автор, носитель левых взглядов, последователен и предсказуем. Он рисует мир свободного предпринимательства, где внутри каждой отдельно взятой корпорации царит дух тоталитарной секты - известный социологам принцип "матрешки". "А.Д." - закрытая секта сатанистов-монетаристов. Ее члены сверяют жизнь с заветами учителей, таких как Милтон Фридман, Фридрих Хайек, ну или, скажем, Айн Рэнд. Мальтузианская мораль подкрепляется тайными ритуалами. Несколько раз в день сотрудники "А.Д." погружаются в глубокий транс, повторяя заученную мантру: "Над нами нет солнца, но свет озаряет нас изнутри. О мерчендайзинг! Помоги импульсным покупкам! О маркетинг! Сделай продвижение наших товаров стремительным и мощным, подобным потоку горных вод. Да хранит нас Око от злого гринмейла и коварных хедхантеров! Успех и победа! Успех и победа!" Рекламные стратегии выстроены строго в соответствии с семью смертными грехами и прививаются персоналу посредством видеоролика "Другое небо".

Неудивительно, что "АD" пронизан отсылками к Данте. Только вместо печального "Оставь надежду всяк сюда входящий" звучит саркастическое "Добро пожаловать в преисподнюю" - поправка на время... Но по сути прием старый, и тут Садулаев, конечно, не оригинален. Немного огорчает и то, что для цитирования выбран не лучший перевод "Божественной комедии". Классическому варианту Михаила Лозинского почему-то дана отставка.

Но свое двойное повествование автор выстраивает старательно. Серная метафора затвердевает до состояния композитного сплава. Две половины, земную и инфернальную, не разделить. Вот только в финале, где метафора буквализируется, нужен нестандартный ход. Но автор, недолго думая, скатывается к заезженной сцене из готических романов: демон в гостях у недалекого милиционера, спасительное заклинание-молитва... Не очень изобретательно. Тут и Гете, и Лесаж, и, если угодно, Сергей Лукьяненко. Но чего уж там. Подлинный конец этой истории описан совсем в другой книге.

Статья на сайте "Итогов"

Книга: «AD»

Герман Садулаев