Евгений Сидоров, 01.01.15
Самая грандиозная мистерия последних лет — драма "Падение рубля" — собрала невиданное количество зрителей, актеров и критиков. В стороне не остались даже те, кому билета не досталось. Как водится, они переживали больше остальных. Как бы пошло это ни звучало, но информационная война сделала свое дело, и дело тут даже не в расколе общества, обострении социальных и национальных противоречий и прочего из газет и телевизора. Умелое манипулирование лозунгами, акцентами и картинкой на экране сделало главное — переключило внимание конкретно встревоженных россиян на абстрактные для большинства из них валютные интриги. В тени остался очень важный момент, о котором упорно молчат. Всё — как по Витгенштейну: о чем невозможно говорить, о том следует молчать. Недавно вышедшая книга британского социолога Гая Стэндинга "Прекариат: новый опасный класс" вполне способна обозначить ту проблему, которую упорно замалчивают.
Неприятно звучащее для чуткого русского слуха слово "прекариат" можно объяснить так — это люди, которые окружают нас со всех сторон, но чьих имен мы не знаем и знать не желаем, так как это совершенно неважно для нас.
Трудовые мигранты из бывших республик СССР, люди из дальних уголков страны, приехавшие в поисках лучшей жизни, не имеющие хорошего диплома, работающие в сомнительных конторах за символическую плату, но с грезами о премиальных, курьеры, оплачиваемые обещаниями стажеры, специалисты по клинингу и т. д. Не имея никаких социальных пакетов, не претендуя ни на что, миллионы таких людей пытаются выжить за счет "тут поработаю, там подработаю". Вот как раз на их головы и упал рубль, и последствия такого сотрясения могут быть куда более тревожными, чем рост цен на гречку.
"Прекаритизация подразумевает стиль жизни, который всецело подчинен работе, причем ее выполнение не ведет к профессиональному развитию… Рабочее место прекариата — везде и всюду. Оно расплывчато, непонятно, нестабильно… Создается общество лотерейного счастья, в котором у прекариата непропорционально большая доля риска".
Сейчас можно наблюдать, как интенсивно распространяются несколько идей: горизонтальный рост, честный капитализм, оптимизация всего и вся.
Под горизонтальным ростом понимают такие условия, в которых рабочий (или менеджер, неважно), чтобы выжить и сохранить свое место, должен быть мастером на все руки: и бухгалтерию вести (при сокращении бухгалтеров), и кофе умело варить (при сокращении секретарш). Прекариат, по причине неполноценного трудоустройства, ненормированного рабочего дня, и попросту от безразличия со стороны работодателя, горизонтально расти не может — ведь для этого требуются полноценная интеграция в среду, рабочие процессы. Прекариат неактуален.
Что понимают под честным капитализмом — понять сложно, но есть во всем этом неприятный привкус Айн Рэнд. Наверное, нужно ожидать появления атлантов, которые смогут удержать на своих плечах не только свою ношу, но и весь рынок в целом. Несгибаемые, железобетонные люди, которые умирают на своих рабочих местах. А что делать тем, кто не имеет пламенных амбиций и звериного чутья, в чьих жилах не течет кровь акулы капитализма, в относительно спокойное для страны время открыл свою контору, интернет-магазин или свечной заводик, нанял курьеров, работников склада? Все окажутся на улице. Прекариат неуместен при честном капитализме.
"Прекариат живет в тревоге. Хроническая незащищенность связана не только с балансированием на краю, когда человек понимает, что одна-единственная ошибка или неудача могут нарушить баланс между достойной бедностью и уделом побирушки, но и со страхом потерять то, что он имеет, даже если чувствует, что его обманули, не дав большего. Люди не уверены в себе и подавлены, и в то же самое время "частично заняты" и "слишком заняты". Они отчуждены от своего труда и работы, растеряны и ведут себя порой безрассудно. Люди, боящиеся потерять, что имеют, постоянно раздражены. Иногда они сердятся, но, как правило, это гнев пассивный. Прекариатизированное мышление питается страхом и мотивируется страхом".
Не имея социальной, профессиональной, корпоративной идентификации, эти "сами по себе" и "сами за себя" люди, зачастую находясь в чуждом для них социокультурном пространстве и не имея средств и времени на досуг, в моменты кризиса могут запросто превратиться в маргинальную массу, притом агрессивно настроенную. Шок и трепет вызвала новость о повышении цен на технику Apple. А ведь гораздо разумнее, если бы шок и трепет вызвало осмысление того факта, что, украв один телефон Apple последней модели, такой вот неуместный человек разом заполучил бы 3-4 своих зарплаты.
Книга, безусловно, заслуживает самого пристального внимания, несмотря на то, что описывает ситуацию вне России. Но имеет ли всё это значение, с учётом того, насколько глобализирован мир? Проблемы везде одни и те же, и вряд ли проблема прекариата — ключевая, скажем, для ЕС. В шуме медиа-поля их голосов не расслышать: слышны только советы потуже затянуть ремни. А о том, что ремень может быть затянут на чьей-нибудь шее, не важно: от безысходности или же от агрессии, — нам никто не сообщит.
Очень своевременная книга.