Вадим Левенталь в газету "Санкт-Петербургские Ведомости" о романе "AD" Германа Садулаева
Речь в новом романе все про того же менеджера, и беспокойная авторская мысль снова подводит нас к тому выводу, что весь мир иллюзия, но «AD» сделан все же не в пример лучше «Таблетки». Здесь нет такого нелепого мессианского замаха, автор не грозится немедленно вырвать сердце из груди, чтобы осветить человечеству путь к свободе от офисного рабства. В «AD» нам просто рассказывают историю. И история, какая-никакая, здесь в отличие от первого романа есть.
Садулаев выбирает нехитрый детективный сюжет – расследование загадочного убийства главы крупного холдинга. В процессе расследования бравый комиссар, то есть следователь прокуратуры Катаев, обнаруживает, что попутно раскрыл всемирный заговор инфернальных андрогинов. Силы зла стремятся убить сунувшего нос не в свои дела следака, но ему удается спастись, отправив напоследок в могилу внезапно воскресшего главу холдинга, с мнимого убийства которого все и началось.
Однако вопреки детективному канону главный герой романа не сам следователь, а не имеющая к нему никакого отношения девушка Диана, работница холдинга, мечущаяся от своего молодого человека к безнадежно влюбленной в нее подруге. Диана ведет разговоры (довольно, впрочем, остроумные) со своим парнем, стихийным философом, и в этих разговорах, наложенных на расследование Катаева, высветляется мысль автора о современном ему мире.
И снова, увы, без Пелевина не обойтись. Тем более что сам Виктор Олегович появляется и в романе – приехавшая на курорт в Турцию Диана ведет с ним продолжительный диалог. Да, Садулаеву очень хочется занять место Пелевина на должности главного конструктора действующих моделей современности. И модель, которую он пытается построить в «AD», строго говоря, соответствует главным пелевинским моделям.
Теория заговора была использована Виктором Пелевиным в трех романах. Миром правят у него то менеджеры телеканалов, то лисы- и волки-оборотни, то вампиры. Садулаев предлагает нам свой вариант: миром правят андрогины, существа и женского, и мужского пола, к тому же наполовину демоны из преисподней (да, кстати, ресурс заглавия у Садулаева выработан на полную катушку: к каждой главе, которые здесь не главы, а канцоны, дан эпиграф из соответствующей песни дантова «Ада»).
Двуполые демоны – персонажи для теории заговора не хуже и не лучше других. Не все ли равно, в самом деле, евреи, масоны, топ-менеджеры или андрогины. Главное, чтобы модель имела объяснительную силу. Человек, который берется изобрести облегчающую понимание современности метафору, должен сделать ее такой, чтобы она объясняла все – и то, что происходит в тексте, и то, что осталось за кадром.
И вот тут приходится признать, что модель Садулаева дает сбои. Миром правят андрогины, допустим. Но почему тогда сидит Ходорковский? Почему случилась война с Грузией? Почему Израилю можно иметь ядерную бомбу, а Ирану нельзя? Как только мы отвлекаемся от текста и смотрим вокруг, мы снова ничего не понимаем.
Нет-нет, «AD» – удачный роман, не только потому, что Садулаев, кажется, нащупал, как сочиняется сюжет, но и потому, что ему удалось избавиться от минаевщины. Здесь нет офисной тоски и самолюбования онегиноподобных клерков. Нет столь неприлично очевидного желания во что бы то ни стало немедленно стать великим писателем. Нет претенциозной хазарской истории. Есть конкретное расследование конкретного убийства, есть трогательные истории второстепенных персонажей – лесбиянки Лили, глупой секретарши Ани (тоже, впрочем, бисексуальной – надо надеяться, эта тема не станет для автора титульной), недотепы-следователя (у этого все в порядке, хоть он и холостяк).
Стоит Садулаеву отвлечься от всемирного заговора, тут же выясняется, что у него есть чувство юмора, искренность переживания, цепкий взгляд на истории из жизни, внятный язык – все, что нужно, чтобы быть великолепным писателем-реалистом. А реализм, между прочим, снова в моде.