Рецензия Марии Мельниковой на книгу Тарас Прохасько "Непростые" в "Книжном Обозрении" №33-34
Тарас Прохасько – один из самых известных представителей «станиславского феномена» – сложившейся в городе Ивано-Франковске (до 1939 г. – Станиславов, в 1939—1962 гг. – Станислав) группы ярких украинских писателей-постмодернистов.
Давший заглавие сборнику роман «НепрОстые» был бы просто чудом, будь он напечатан хотя бы в первой половине 90-х. Сейчас же это чтение сугубо для твердых духом эстетов. Хитроустроенное и абсолютно сновидческое повествование, действие которого разворачивается на волшебном украинском пространстве… нет, волшебное украинское пространство и является действием. «Когда-то Франц сказал Себастьяну, что на свете есть вещи, гораздо более важные, чем то, что называется судьбой. Франц имел в виду прежде всего место. Есть оно – будет история (если же существует история, значит, должно быть соответствующее место). Найти место – начать историю». Мультипликатор Франц и бармен Себастьян – населяющие место волшебные же люди. Еще есть их любимые жены, они же дочери – две Анны (совсем уже мистические личности), упорно старающаяся их всех изничтожить мировая история, поддерживающие мироздание при помощи сказок загадочные Непростые и выдуманный Францем феноменальный город-курорт Яливец, где есть киллеры-растаманы и где лечатся исключительно джином, из которого состоит даже зимний лед. О сюжете спрашивать и вовсе бесполезно. Латиноамериканский магический реализм завивается в косицы с украинским фольклором, хронотоп выделывает фигуры высшего пилотажа, одно удивительное наслаивается на другое, другое на третье, неискушенный мозг спотыкается, хнычет и подло просит чего-нибудь попроще да поматериальнее.
Зато автобиографические повести «Из этого можно сделать несколько рассказов» и «Как я перестал быть писателем» можно смело давать читателю, вообще на дух не переносящему концептуальной литературы. Это маленькие шедевры прозы «о самом обыкновенном». Почти эссеистическая, о Битове напоминающая «Как я перестал быть писателем» посвящена загадкам и хитрым траекториям человеческой памяти, а в «Из этого можно сделать несколько рассказов» все сказано в заглавии, причем буквально. Из этого действительно можно сделать несколько рассказов – а можно не делать. Можно оставить огромный разноцветный и разновременной клубок из воспоминаний детства, рассказов родителей и ощущений сегодняшнего дня нераспутанным – получится особенная красота. Ассоциативные связи в этой истории без начала без конца строятся просто, как в анекдоте: заяц – это животное, уши которого похожи на огурцы, а огурцы… У Прохасько все, что угодно, в любой момент может оказаться «похожим на огурцы» и повлечь за собой новую неожиданную текстовую волну. И здесь мы имеем дело отнюдь не со студентом-двоечником. Накаты и переливы завораживают. И экзотика бытийного очарования в простых явлениях – кастет из отцовского хулиганского детства, одноклассник-прогульщик, убежавший от милиции на середину замерзшего озера, военная служба в радиоактивной местности, часы, на ремешке которых можно записывать формулы счастья, зеленый кофе – оказывается гораздо больше, чем в постмодернистских мирах с магической географией.