Рецензия Варвары Бабицкой для Openspace
«Чертовым колесом» назывался аттракцион в Луна-парке, существовавший задолго до появления американских горок и колес обозрения. Устроен он был просто и элегантно: полированный деревянный диск, на котором вповалку устраивалась публика, после чего диск начинал вращаться со всевозрастающей скоростью и центробежная сила разбрасывала людей во все стороны. Чем ближе к центру устроишься, тем дольше удается продержаться.
Еще Аркадий Аверченко сравнивал с «чертовым колесом» февральскую революцию. В романе Михаила Гиголашвили этот выразительный образ не педалируется, но смысл всё тот же — только на сей раз перед нами горбачевская перестройка, стремительный развал Советского союза. Особенно ценным в этом и вообще хорошем романе представляется взгляд на разлагающуюся империю под необычным углом зрения — с ее периферии. Обычно художественная литература смотрит на перестройку из центра, оттуда, где проходит ось вращения. В современной русской прозе перестройка обычно изображается или как некий условный Шервудский лес, где разворачивается авантюрная интрига с бандитским беспределом и быстрыми деньгами, или как сплошной богемный вернисаж и повод порассуждать о судьбах России на сломе. Двадцать лет спустя головокружение наконец прошло, настало время разобраться: что же тогда, собственно, происходило с людьми?
В романе Михаила Гиголашвили нет рассуждений о судьбах, зато есть сами судьбы. Писатель поместил под увеличительное стекло достаточно герметичное грузинское общество и с хирургической точностью показал на этом анатомическом образце универсальные процессы разлагающегося советского организма.