Рецензии

Минеральный джаз

Рецензия Лизы Биргер в "Коммерсант-Weekend" 19 (65)от 23.05.08

Минеральный джаз
Заза Бурчуладзе
М.: Ad Marginem, 2008
В немаленькой литературной тусовке Грузии Заза Бурчуладзе — далеко не последний человек. Его, что для западноориентированных грузин очень важно, признали не только в стране, но и за рубежом — стараниями Гете-института его роман "Минеральный джаз" был переведен на немецкий, опубликован в Германии и как-то даже немцами вполне принят. С тех пор Бурчуладзе стал фигурой почти культовой и в самом Тбилиси, где он не только пишет, но и издает литературную газету и публикуется в глянцевых журналах, то есть делает все то, чем выживали отечественные литераторы в Москве 1990-х. Этот самый известный его роман, да и вообще самую известную современную грузинскую книгу, перевели на русский язык в издательстве Ad Marginem, и это важно, потому что издательство это ловит тенденцию и абы как книги не издает. В случае с Бурчуладзе желание издателей вполне понятно — первыми открыть грузинскую литературу, как до этого украинскую — Елизарова, Адольфыча, Лесева. Ведь "грузинское" — это бренд. И сильнейший — "произведено в маленькой стране, осмелившейся враждовать с большой Россией". Хочешь снова пить боржоми — сходи на концерт Катамадзе и гастроли Стуруа и купи себе книгу нового грузинского автора. Роман "Минеральный джаз" оказывается вовсе не такой user-friendly, как песни Катамадзе. Во-первых, это роман несконтруированный, как джазовая импровизация. До самой последней страницы автор не может определиться ни с сюжетом, ни с главным героем и достаточно панибратски заигрывает с читателем, постоянно треплет его за щечки, то обращаясь к нему "проницательный читатель" или "досужий мой читатель", то восклицая что-нибудь вроде "гусарики мои". Нерешительность автора приводит к тому, что читатель вязнет в романе, поскольку ему не на что опереться, кроме как на бесконечные размышления автора о собственном писательском деле: а вот сейчас мы, пожалуй, сделаем так, а сейчас лучше пойдем туда. Бурчуладзе пишет роман о несостоявшемся романе, и читать его хоть и не вредно, но довольно утомительно. Но зато из всех его анекдотов и цитат становится понятно, что он в доску свой. Когда же он в одном абзаце цитирует Горация и Пруста, а затем — фильм "Убить Билла" и группу Radiohead образца 1997 года, не влюбиться в этого симпатичного грузина становится просто невозможно.

Оригинал на сайте "Коммерсанта"

Книга: «Минеральный джаз»

Заза Бурчуладзе