Рецензии

Не плачь обо мне, Аржантейя

Рецензия на "Роиссю вперде" в журнале "Эксперт"

Полузабытый фантастический роман сталинской эпохи, дорогой сердцам немногочисленных любителей «советского трэша», стал основой для производства трэша несоветского

Кашин Олег. Роисся вперде
Фантастическую повесть Олега Кашина «Роисся вперде» можно было бы отнести к жанру многостраничного политического памфлета — продукта другой информационной эры и другой политики. В аннотации издательства, помещенной на обложке, читателю предлагается, прочитав повесть, «догадаться, кто же действительно стоит за покушением на жизнь Олега Кашина». В годы, когда памфлеты были важным инструментом политической борьбы, в подобных пояснениях, скорее всего, читатель не нуждался, сегодня же это всего лишь ход для привлечения внимания к книге (а может, и главное, с точки зрения издателей, основание для ее появления).

«Роисся вперде» в своих основных сюжетных ходах — значительно редуцированный и перенесенный в иные реалии роман Лазаря Лагина «Патент АВ» 1946 года, так что сравнение времен и нравов напрашивается авторским замыслом. Действие «Патента АВ» происходит не в СССР, если точнее, то даже в принципиальном «не-СССР». Страна Аржантейя — это воплощение советских представлений о разлагающемся капитализме середины XX века. Повесть Кашина разворачивается в современных российских реалиях. Наложить эти реалии на фантастику сталинской эпохи почему-то оказывается не таким уж сложным делом. Впрочем, несложным лишь до определенного момента.

Автор «Старика Хоттабыча» в 1946-м написал добротную, не лишенную оригинальных замыслов и точно следовавшую текущим установкам политической пропаганды фантастическую прозу. Молодой, мечтающий о благе человечества доктор Стифен Попф изобретает вещество, инъекция которого позволяет в десятки раз ускорить рост живых организмов, и называет его в честь жены «эликсиром Береники». Однако стремление обеспечить бедняков дешевым мясом, молоком и шерстью противоречит интересам аржантейских монополий. Страной управляет шестерка олигархических семей, члены которой «научились не улыбаться при слове “демократия”». В результате авантюрных перипетий с участием доктора, его хороших и плохих соседей, братьев-олигархов и специалистов по черному пиару и грязным политическим технологиям (терминов еще нет, но специалисты уже есть), изобретенное вещество похищается, патентуется без участия Попфа и начинает использоваться для ускоренного выращивания универсальных солдат с интеллектом пятилетних детей. Описание быта и нравов Аржантейи у Лазаря Лагина — это рассказ о мире, в котором по определению не окажется никто из его читателей, и пороки этого мира ярки и экзотичны, как все недостижимое.

В повести «Роисся вперде» сюжет разворачивается в провинциальном городе на юге России. И здесь — особенно если речь идет о фантастике — в принципе можно представить и изобретателей-одиночек, и олигархические семейства, да и то, что понималось под разлагающимся капитализмом шестьдесят с лишним лет назад тоже вполне применимо к нашим модернизирующимся условиям. Единственное, что представить невозможно, — яркость и драматичность пороков такого капитализма. Персонажам Лагина — от главных положительных героев до главных отъявленных злодеев — можно позавидовать: в таком четком, созданном из железных конструкций советской пропаганды мире они живут. И там всем ясно, кто и зачем делает солдат из малых детей. У Олега Кашина эликсир, названный, похоже, в честь философа, «Иван Ильин», используется для создания из детишек «модернизационного большинства», условно — для выращивания массовых молодежных движений. Зачем решено проводить такой эксперимент — особенно никому не интересно. И это не вина автора и не особенность трэшевой повести. Ведь ответить на вопрос, зачем нужны солдаты, гораздо проще, чем на вопрос, зачем существуют массовые российские молодежные движения.

«Снова передо мной проходят герои моего повествования. Некоторых из них я люблю, других не только люблю, но и уважаю, к иным отношусь с презрением, иных ненавижу», — пишет Лазарь Лагин во вступлении к «Патенту АВ». Про персонажей Олега Кашина подобного не скажешь. Они у него и не злодеи, и не герои. От их поступков веет то нелепой, то трогательной беспомощностью, то пакостностью, но не всегда сознательной, а, скорее, по обстоятельствам. Беда в том, что именно эти их действия оказываются наиболее убедительными и эффективными.

Кашин довольно сильно обрубил оригинал при создании собственной кавер-версии. Скорее всего, из-за адекватного чувства реальности. Например, значительное место в романе Лагина отводится несправедливому процессу над двумя обвиняемыми, в ходе которого все доводы защиты отметаются под абсурдными предлогами, а позже — под влиянием народного возмущения, всеобщей забастовки и действий оппозиционных депутатов — приговор отменяют. У Кашина все заканчивается куда менее героически — в духе времени.

Для создания актуального российского антуража Олег Кашин поместил в контекст повести разные байки, обсуждавшиеся в блогах сюжеты, примечательные конфликты и некоторых узнаваемых читателями блогов персонажей. Наверное, автор счел такой ход единственным средством сделать повесть достоверно российской, но от этого все выглядит крайне печальным: мы ведь в самом деле живем среди этих конфликтов, баек и персонажей. Ничего другого нет. Нет даже «ряски безвременья», о которой Олег Кашин пишет в финале. В Аржантейе все и интереснее, и проще. И «стоит мне только задуматься, и я снова вижу знойные улицы далекого Бакбука, кружевные мосты и необъятные причалы Города Больших Жаб — главного торгового порта и столицы Аржантейской Республики».

Станислав Кувалдин 31.01.2011

Оригинал рецензии

Книга: «Роисся вперде»

Олег Кашин