"Портрет невидимого" — автобиографический роман немецкого писателя Ханса Плешински о счастливой юности в Мюнхене 80-х и 90-х годов. Это рассказ о становлении писателя, от учебы на факультете германистики, через работы в театре, кино, арт-галереях и до написания первого романа. Но главным героем этого рассказа становится умирающий от СПИДа друг, наставник и любовник героя,— галерист Фолькер Кинниус. Утонченное повествование, маниакальное в своем стремлении записать каждую подробность, каждую деталь, каждый разговор, ценно многим. И любовной историей. И картиной нравов артистической немецкой богемы конца века. И тем, что свобода у Плешински возникает не от падения стены, не из воссоединения Германии, а черпается из глубин культуры и истории. Центральный образ романа — Париж, Версаль, и легкая жизнь героев ближе всего развлечениям версальской знати, нарочито утомительно-веселым, с шампанским, вечеринками, искусством и разговорами об искусстве. Конец которым, вместо революции, положил СПИД. Так у Плешински и делится время: счастливое, когда СПИДа не было, и время катастрофы, когда легкая жизнь превратилась в заведомо провальную попытку продраться через тяжелое умирание. Свобода, которая для всей Германии пришла с объединением, здесь, наоборот, становится смертью свободе. История обращена в прошлое: герой целует саксонскую землю, "которая породила Августа Сильного со всеми его любовницами, дрезденский Цвингер и утонченную придворную культуру dolce vita", цитирует Сен-Симона и вообще всячески игнорирует уродливое настоящее, вместо него воспевая романтическое барочное прошлое и превращая себя вместе со своими друзьями в героев ушедшей высокой эпохи.
Лиза Биргер, 09.09.11