Рецензии

«Как все было» + «Что делать?»

Лев Данилкин про "озарения" Эдуарда Лимонова

Лев Данилкин, 03.05.12

В начале 80-х с Э.В.Лимоновым произошел странный случай, напоминающий описание знаменитого «арзамасского ужаса» Л.Н.Толстого. Он — в смысле Лимонов — вышел из какого-то парижского метро и вдруг ощутил, что ему «выключили разум». «Меня обуял ужас… Я понял, что не знаю, куда я иду и какое у меня имя… Я вообще вряд ли понимал, человек ли я». Эпизод этот ему запомнился и спустя несколько десятилетий, когда потерпевший окончательно осознал, что мы — не те, кем себя предполагаем, был использован в качестве иллюстрации к космологической концепции. «Illuminations» — прозрения: как появился человек, почему драконы плюются огнем и как египетский гастарбайтер стал основателем мировой религии. Собственно, уже после «Ересей» — изданного несколько лет назад нон-фикшн, посвященного современным маргинальным научным теориям, — стало ясно, что интересы Лимонова простираются гораздо дальше, чем литература, политика и разнообразие сексуальной жизни. Оказалось, то были не просто интересы, но еще и амбиции; Лимонов претендует на статус создателя новой Универсальной религии. Изложить ее можно за тридцать секунд. Ошибаются и дарвинисты, и адепты мировых религий. Люди — не результат эволюции, а биороботы, произведенные Создателем, которому нужна энергетическая пища и который использует в этом качестве наши души, на базе обычной земной фауны. Создатель — не патрон, а соперник биороботов; религии, с их концепцией грехопадения, навязаны биороботам Создателем, чтобы было удобнее управлять ими. Однажды случилось непредвиденное — еще кое-кто, конкурент Создателя, Соавтор, описанный в священных книгах как змей, снабдил биороботов разумом. Смысл существования человека — подготовка бунта против Создателя; в ближайшей перспективе мы должны завоевать себе личное бессмертие; in the long run — самим занять Его место.

Да, Лимонов вряд ли увидит свое имя в списках претендентов на премию «Просветитель»; а уж тому, кто захочет выставить Э.В. клоуном, открывается масса возможностей: и действительно, комичными могут показаться не только его еретические околесицы о биороботах, но и в особенности манера при любой возможности персонализировать общие соображения (так, цитируя Лютера, Ли­монов обязательно вставит, что вот тут-то Лютер говорит как раз о нем, Э.В.; а объясняя механизм драконьего огнедыхания, ссылается на то, что «в детстве мы пугали взрослых так: набирали в рот одеколона и выпрыскивали его, под­жигая спичкой, спрятавшись в темноте».)

И, разумеется, «Illuminations» прежде всего — очередная инвестиция в грандиозный жизнестроительский, (авто)биографический проект Лимонова: дока­зательство, что он был не только эмигрантом, портным, страдающим Вертером, поэтом, бунтовщиком хуже Пугачева и союзником Касьянова, но и мистиком, визионером, Фаустом, чокнутым профессором, богоборцем, ниспровергателем традиционной религии и науки — и создателем новой.

Но биография — личное дело Э.В. Для посторонних важнее другое: есть очевидно неглупый человек, который утверждает, что в науке и религии нет ничего застывшего, против чего нельзя было бы восстать; что табу на конфликты с любыми авторитетами — не существует. С Лимоновым — при всех его эксцентриадах и самолюбовании — интереснее, чем с лауреатами «Просветителя»; тесты на прочность, которым подвергает Э.В. науку и религию, описаны остроумно и артистично; у него нестандартный, невероятно живой, скептичный, ироничный, «умный ум». Чтобы «выключить» этого биоробота, нужно быть Создателем или как минимум Соавтором; у обывателя-ерника, который привык на автомате смеяться над всем, что не соответствует официально принятой картине мира, для этого руки коротки.

Оригинал рецензии

Книга: «Illuminationes»

Эдуард Лимонов