Рецензии

Износ

Рецензия Н. Курчатовой на книгу Мих. Елизарова "Кубики".

Букеровский лауреат Елизаров — сам по себе произведение странного искусства. Крупный мужчина с черными кудрями ниже плеч, тесаком в рюкзачке и мягким детским лицом, который со страниц популярных изданий грезит советской империей и пионерским счастьем. Между тем его самый мощный рассказ, из сборника «Красная пленка», — о распаде Союза в голове у изнасилованного «дедами» солдатика с Украины. В сборнике «Кубики» ползучий распад практически завершился, всюду гниение, тлен, плесень. «Он разложился на плесень и на липовый мед», — пел Егор Летов, но у Елизарова и мед исключительно липовый, и пчелы определенно неправильные.

Если бы дело происходило в менее причесанные времена, то книжку следовало бы назвать, например, «Износ». Имелась бы в виду, во-первых, выработанность, исчерпанность как всех регулирующих систем, так и самого добра; во-вторых — жаргонное милицейское, от «изнасилование». У Елизарова вообще пунктик на данной теме; «Кубики» же и вовсе из новеллы в новеллу ложатся так, что кто-нибудь кого-нибудь неизменно и обязательно, в «естественной», «анальной», а то и «хором». Опять же, были времена, когда большие писатели вроде Мамлеева или же авторы помельче вроде Ильи Масодова вовсе не считали обязательным для оправдания своего интереса ко всяческой хтони полировать это дело псевдосоциальной риторикой. Елизаров, безусловно, автор того же рода; поэтому очень смешно было слышать возмущенные реплики типа «”Буккера” дали ностальгическому роману про СССР». Начхать Елизарову на СССР, по большому счету, нет у него ни «социальных типов», ни даже, строго говоря, хоть сколько-нибудь людских персонажей: одна плесень и вонь беспомощности перед мордой зла, в профиль напоминающей «удивленную свинью».

Оригинал статьи на сайте журнала "Эксперт"

Книга: «Кубики»

Михаил Елизаров