Рецензии

Идеальная книга для выпускника-гуманитария

ЖЖ-юзер muyva о втором издании книги "Nobrow" Джона Сибрука

Издательство Ad Marginem не могло сделать ничего лучше, кроме как перевыпустить книгу американского колумниста Джона Сибрука «Nobrow» (2012). Под непритязательной обложкой, содержащей лишь лаконичные шрифты и ни одной картинки, книга выглядит словно заумный нон-фикшн - чем разительно отличается от издания №1. Однако за загадочным заголовком «Nowbrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» скрывается не сложный текст, а захватывающее повествование – настоящий роман об экономике впечатлений, обществе переживаний и всех тех теориях массовой культуры XX века, которые, в основном, остаются уделом затянутых интеллектуальных бесед.

В центре внимания – рассказ об изменениях журнала New Yorker, который проходит путь от элитарного собрания только текстов из только фактов к изданию фотоиллюстраций и абсолютной коммерциализации материалов. Есть ключевые фигуры – редактор Тина Браун, которая попутно выдает лирическому герою Джона Сибрука (а повествование носит автобиографический характер) различные задания для смежных медиа – телеканала MTV, журнала Vanity Fair и многих других. На большой дискурс о New Yorker наслаиваются короткие рассказы о конкретных кейсах – в основном, статьях, о которых Джону Сибруку повезло писать. Здесь будут рассуждения и о Курте Кобейне, и Звездных Войнах, и Нирване, и Hugo Boss – все грани объектов массовой культуры прописаны столь филигранно, что даже встроенный в описание тонкий культурологический анализ не отпугнет массового читателя именами мелькающих то тут, то там Уильямса, Бурдье и Дерриды. Даже некоторые термины – Ноубрау, Шум, - скорее представляют художественный прием, нежели действительно запутанную терминологию.

Эта книжка была выпущена чрезвычайно вовремя: поколение, выросшее на MTV и Звездных войнах, как раз только успело получить образование, а, значит, и представление о ключевых фигурах гуманитарного поля. Рассуждение человека, на чьих глазах рассыпается высокая культура, оказывается чрезвычайно значимым – что, как не это, нужно студенту-выпускнику, для которого размывание границ между элитарным и коммерческим – не более чем слова? В книге Джона Сибрука все теории становятся материальными и овеществленными – сказывается талант колумниста, который способен передать не только идею и описание событий, но ощущения, кажущиеся непереложимыми на бумагу. Например, о том, ка мощнейший акустический удар еще не раскрученных Chemical Brothers отбрасывал его, словно кегли в боулинге. Или как аналогично межпоколенческим спорам Т.С.Элиота (у которого по-старинке рядом с фамилией вырастают инициалы) и Грамши дискутировали костюмы отца в шотландскую клетку с майками с изображенными на них словами брендов.

Удивительно, но Джону Сибруку удалось избежать столь излюбленной всеми гуманитариями темы – политики. Даже появившийся в начале книги президент Клинтон кажется ничем особо не отличающимся от Анны Винтур из Vogue или Курта Кобейна – может, правда, слабее, - а возмущение оппонента «как ты смешешь болтать о вкусе, когда в мире есть люди, которым нечего есть?» на страницах кажется даже неубедительным. Что еще более удивительно, но текст Джона Сибрука оказывается интересным и иностранцу – речь идет о тех мифах массовой культуры, что стали интернациональными. Например, о теме доверия своей индивидуальности брендам массовой одежды или попытке найти в материальности кофейного столика ту элитарную ритуальную составляющую, что заставляла родителей подавать на него напитки и раскладывать статусно значимую печатную продукцию. Конечно, разница в понимании брендов все же есть – для журналиста Сибрука это не история Бивис и Батхеда или Guns’n’Roses, это история их продюсера Дэвида Гэффена и того, как он дошел до жизни, наполненной столь перспективным отрицанием элитарного. Но возникновение персоналий делает описание объектов еще более привлекательным – особенно когда на страницах мелькают известные имена вроде Джорджа Лукаса.

Это книга являет собой попытку найти ауру – ауру не только Звездных войн (рассуждение о которых, безусловно, представляет собой отдельную приманку для читателя), но массовой культуры как таковой через нахождение аутентичности их создателей. Массовую культуру и, тем более, молодежную, творили те умы, которые ничего в ней не смыслили – и теперь у выросшей молодежи есть шанс оценить эксперимент. В этом состоит особенный интерес читателя: действительно ли «ребенком он думал, что стать взрослым – это значит перестать слушать поп-музыку и перейти к классике или хотя бы интеллигентному джазу» (с.15), научился ли «терпимости, справедливости, ответственному сексу и честной игре» у MTV (с.85), соответствовал ли демо-ребятам – той молодежной тусовке, которая способна была оценить новую музыку криками «Вау!»,«Круто!», «красавчик» и «секси».

И, заканчивая хвалебную оду книге Сибрука, скажу напоследок: издание Nowbrow, пожалуй, еще может похвалиться своим качеством. Оно выполнено столь безупречно, что одна потерянная скобка за весь текст вызывает желание отправить на ее поиски сыщика – в данном случае, конечно, не Эркюля Пуаро или Шерлока Холмса, а Доктора Хауса и, скорее, даже его идеальный образ.

13.07.12

Оригинал рецензии

Книга: «Nobrow»

Джон Сибрук