Рецензии

Слова, преодолевающие синдром паники

Матей Вишнек - румынско-французский писатель, поэт и самый значительный, по мнению критиков, драматург после Эжена Ионеско, автор двадцати пьес, поставленных более чем в 30 странах мира.

В сюрреалистическом романе "Синдром паники в городе огней" Вишнек уверенной рукой ведет читателя по сложному сюжетному лабиринту, сотканному из множества расходящихся историй. Фоном всего повествования служит Париж - но не известный всем город из туристических путеводителей, а собственный "Париж" Вишнека, в котором он открывает загадочные, неведомые туристам места и где он общается накоротке с великими тенями прошлого - как на настоящих Елисейских полях.

Среди его призрачных спутников - Ионеско, Хемингуэй, Борхес, Камю, Вольтер, Сартр, Беккет, поэты и диссиденты с глобальной Площади Свободы. А также друг детства автора Гогу Болтански, автор будущего "шедевра" Франсуа, странный горбун, слепой гид, привлекательная молодая женщина-хромоножка...

Смешав вымысел с деталями собственной биографии ("Похоже, мы здесь как раз пересекаем границу между вымыслом и реальностью", - говорит один из его героев за стойкой бара), Матей Вишнек то и дело уходит от реальности, дабы предаться самоанализу. И эта путаница дает ему настоящую свободу передвижения, парадоксальным образом делая книгу такой же целостной и противоречивой, как сама жизнь.

Он пишет о том, как бежал из Румынии эпохи Чаушеску в Париж, как писал свои произведения под неусыпным оком капризного редактора-тирана. Он иронизирует над диктаторами Восточной Европы, вкрапляя сводки новостей. Но, разумеется, главный герой повествования - Париж, город света и тени, бистро и бутиков, бредовых увлечений и горьких разочарований, туристов и местных жителей смешанного происхождения. Живой город, который живет в словах, перетекающих "из одного мозга в другой".

"Весь город был заселен словами. Я видел у церкви Сен-Медар слова прохожих, вылетавшие из открытых окон домов, из дверей и кафе. Там, где встречаются два человека и начинают что-то обсуждать, вокруг них возникает туманное поле слов".

Слова - то, что поможет, по мнению Вишнека, преодолеть "синдром паники". Пока живы слова, корабль литературы не утонет. "Стоит запустить их в ход, стоит высвободить их внутреннюю энергию - и ты как писатель уже не волен делать всё что хочешь".

Игорь Кравиц, 03.07.12

Оригинал рецензии

Книга: «Синдром паники в городе огней»

Матей Вишнек