Рецензии

Openspace о "Московском дневнике" Беньямина

Приехать в Москву морозной зимой 1926-го у Беньямина было две причины. Во-первых, влюбленность в латышскую актрису Асю Лацис, которая лечилась в столице от нервного расстройства и обдумывала там собственную «пролетарскую» систему воспитания детей. Во-вторых, философ должен был окончательно решить, присоединяться ли к «красному проекту» или остаться рядом, среди «розовых» и сочувствующих?

Мучительные отношения с Лацис стали для него метафорой связи между интеллектуалом и революцией — отказы в ответ на вожделение, мелкие, но колкие возражения, циничное разоблачение его «подлинных» желаний, итоговая недоступность. Она говорит ему «дружелюбное нет», и он, за неимением лучшего, испытывает от этого мазохистский кайф.
Философ идет на выставку рисунков душевнобольных в Политех, смотрит мейерхольдовского «Ревизора», обсуждает со своей музой язык московских ворон и стихийные уличные рынки, интересуется, как теперь, «по-пролетарски» начисляют квартплату, и замечает, что на улицах больше не подают нищим, потому что «исчезло чувство социальной вины». Его удивляют валенки, смущает деревянный мавзолей и раздражает «белогвардейская» пьеса Булгакова, поддержанная Сталиным. Он общается в основном с будущими «троцкистами», которые уже ссорятся с новым партийным лидером. Партия фактически раскололась, и для всех «авангардистов» настают тяжелые времена.
Беньямин фиксирует, как на экране, на сцене и в советских редакциях революционный материализм большевиков превращается в консервативный сталинский морализм. Революция после победы не стремится сделать фактом свою теорию, но ровно наоборот — оформляет в словах, как теорию, свои новые, небывалые факты. Иностранца волнует: является ли революция крайней формой просвещения общества и насколько она применима к Европе?

Бытовые ситуации приподнимаются им до кафкианских: интеллектуал с тяжелым чемоданом, набитым народными игрушками, которые он собирал всю жизнь, не может купить нужный ему билет на поезд, потому что никто во всем здании вокзала не готов разменять пять рублей.

Алексей Цветков, 10.01.13

Оригинал рецензии

Книга: «Московский дневник»

Вальтер Беньямин