Рецензии

Афиша о книге Литтелла «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе»

Джонатан Литтелл, кажется, стал главным любимцем издательства Ad Marginem. Искусствоведом его нельзя назвать даже с натяжкой, но Бэкона — одного из главных современных живописцев — он выбрал объектом исследования потому, что его художественный мир по сути является визуализацией основных тем литтелловских книг. Бэкон, по Литтеллу, как никто другой, чувствует «бренность человеческого тела, случайную природу наиболее сильных чувств, дьявольскую жестокость, просачивающуюся через повседневную ткань жизни». Эссе Литтелла о «грамматике» и образах творчества Бэкона — это логичное продолжение исследования возможностей природы человеческого тела в его борьбе с фатальностью жизни, с возмездием, которое настигнет каждого из людей.

Литтелл, начинавший, кстати, как переводчик маркиза де Сада и Жана Жене, исследовал предел возможностей человека и его тела в романе «Благоволительницы», искал границу, переступив которую, человек сможет лишь падать, но не подниматься. Следуя за Делезом, Литтелл пишет о сильной тенденции к падению в картинах Бэкона. «Что-то падает, рушится, еще чаще течет вниз; на некоторых изображениях плоть как будто тает, оплывает с костей». Но как и в гротескно-сновиденческих «Благоволительницах», в пространстве картин Бэкона плоть не кровоточит, жизнь вытекает из нее краской. Писатель последовательно (через сравнение Бэкона с Веласкесом и Гойей или анализ подлинности его образов на примерах из византийского искусства) подводит к выводу о главной витальной (как бы ни противоречило это слово всему, что создавал Бэкон) силе его полотен — цвету. Литтелл называет Бэкона гениальным колористом и доказывает, что его краски — это и есть то средство, которое позволило художнику создать (пользуясь важнейшим понятием для христианской иконописи) Подлинный образ.

Катя Морозова, 10.01.13

Оригинал рецензии

Книга: «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе»

Джонатан Литтелл