Рецензии

Тайны нарисованных человечков

Тинтин — настоящий Джеймс Бонд комиксового мира. Появившись в 1929 году под пером 22-летнего бельгийского карикатуриста Жоржа Реми, работающего под аббревиатурой-перевертышем Эрже, этот бойкий молодой человек с белокурым хохолком надо лбом, не старея и даже не снимая старомодных штанов-бриджей, почти полвека путешествовал по страницам комиксов. Мир круто менялся, но Тинтин оставался неизменным. Эрже успел выпустить 23 тома. Фактически создав при этом сам жанр графического романа.

Немудрено, что книга современного британского писателя и художника Маккарти начинается с вопроса: «Это литература? <...> Должны ли мы, анализируя и обсуждая произведения Эрже, применять тот же аппарат литературной критики, который применили бы к Флоберу, Джеймсу или Конраду?» И сам дает резкий ответ: «Эрже рос на “бульварном чтиве”. В зрелом возрасте осилил Бальзака и Пруста. Прочел даже Барта. Но никогда в жизни не претендовал на звание “писателя”. И тут мы <…> догоняем собственный вопрос: “Должны ли мы теперь посмертно провозгласить Эрже настоящим писателем? Более того, великим?” Короткий ответ — “Нет, не должны”. Ответ более пространный: мы должны провозгласить его чем-то поинтереснее, чем “настоящий великий писатель”».

«Поинтереснее» потому, что Эрже «замуровал» в забавных картинках свои неврозы, свою политическую и моральную эволюцию и даже тайну своего происхождения (его отец был незаконнорожденным, возможно, сыном аристократа).

В книге рассматривается, каким образом из фраз или рисунков возникает чудо нарратива. И как «нарратив превращается в товар, используется для бартера». И где под бартером понимается неиссякающий читательский интерес.

Михаил Визель, 22 июля 2013

Оригинал рецензии

Книга: «Тинтин и тайна литературы»

Том Маккарти