Рецензии

Том Маккарти и тайна манипуляции читателем

Тинтина, забавного бельгийского хлопца со смешным хохолком, придумал в 1927 году художник Жорж Просперо Реми, более известный под псевдонимом Эрже. Впервые отважный юный репортер появился на страницах консервативной католической газеты «Vingti?me Si?cle» («Двадцатый век»), чтобы тут же отправиться в Страну Советов обличать безбожные преступления большевиков. За следующие полвека он успел побывать в Центральной Африке, в Египте, на Карибах и даже на Луне. Всего приключениям Тинтина посвящено 24 альбома — не так уж много по сравнению с популярными американскими сериями, но вполне достаточно, чтобы герой стал иконой европейской комикс-индустрии, а Эрже был признан одним из отцов современного поп-арта.

Тинтину и его создателю посвящены десятки книг и сотни, если не тысячи, статей. Явление массовой культуры преодолело границы гетто и получило прописку в истории искусства — такое случается не каждый день, здесь и впрямь есть о чем поговорить. Работа же Тома Маккарти считается важнейшим событием в мировом тинтиноведении за последнее десятилетие. Неспроста в России за издание этой книги взялся радикально-интеллектуальный «Ad Marginem» — при том, что сами комиксы Эрже на нашей почве пока как-то не прижились.

Одни культурологические исследования пишутся чтобы доказать некий тезис. Другие — чтобы опровергнуть. Том Маккарти, британский художник и писатель, создал это объемистое эссе, чтобы ПОКАЗАТЬ. Ценность его работы не во вскрытии глубоких подтекстов и чтении тайных знаков, разбросанных Эрже по страницам альбомов. При желании из этой книги можно почерпнуть кое-какую информацию о нюансах обрисовки, кадрирования, построения сюжетов в знаменитых комиксах, узнать об удивительной политической гибкости Эрже, начинавшего в клерикальной прессе, позже сотрудничавшего с коллаборационистами, а к семидесятым годам перековавшегося в умеренного левака. Но все это упоминается походя, между прочим.

Маккарти ловко манипулирует читателем, сознательно дистанцируясь от процессов, происходивших в массовой литературе двадцатого века, апеллируя к совсем другим авторитетам, и тем самым вписывая комиксы о Тинтине в иной социокультурный контекст. Автор эссе цитирует Шекспира и Бальзака, активно использует методы Зигмунда Фрейда и Ролана Барта, приходя к сенсационным выводам о символической функции драгоценностей в комиксах Эрже, о роли криптограмм, о влиянии родственных связей... Пика его изобретательность достигает, когда Маккарти доказывает, что Жорж Реми зашифровал на страницах альбомов историю своей семьи, по фамильному преданию якобы происходящей от одного из последних французских монархов.

Разумеется, убедительно все это звучит только до тех пор, пока автор придерживается определенных концепций. Если бы Маккарти обратился к другим философским и культурологическим авторитетам — не к Барту, а к Бахтину, не к Фрейду, а к Витгенштейну, не к Деррида, а к Сартру, — ему пришлось бы сделать абсолютно иные выводы из тех же посылок. Но имена философов и их теории тут на самом деле несущественны. Работа «Тинтин и тайна литературы» важна другим: она с предельной наглядностью иллюстрирует работу мысли современного европейского интеллектуала. Предмет обсуждения сам по себе для него не то чтобы безразличен, но второстепенен. Это может быть культовый комикс, а может — перформанс уличных художников. Главное — набор инструментов (культурософских концептов) и ловкость рук. А ловкости, которую демонстрирует нам автор, позавидовал бы сам Эмиль Кио в пору своего расцвета.

Значит ли это, что эссе Тома Маккарти не заслуживает внимания? Напротив: я настоятельно рекомендую эту книгу всем, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с так называемой «культурной журналистикой», да и с журналистикой и культурой вообще. Не стоит надеяться, что из этой работы вы действительно узнаете много нового о Тинтине или, паче чаяния, о «тайне литературы». Зато как самоучитель по манипулированию читателем и виртуозному использованию модных философских и психологических трендов («выдуванию пузырей», как называл это герой «Верволков средней полосы» Виктора Пелевина) книга не знает себе равных.

Есть чему поучиться, товарищи!

Василий Владимирский, 07.08.2013

Оригинал рецензии

Книга: «Тинтин и тайна литературы»

Том Маккарти