Рецензии

7 лучших нон-фикшн книг осени: Гройс "Gesamtkunstwerk Сталин"

AdMarginem и «Гараж» продолжают выпуск книг по теории искусства, без которых это искусство — в том виде, в котором оно существует последние десятилетия — понять будет затруднительно. Правда, «Gesamtkunstwerk Сталин» уже издавался, и не раз, и некоторые из этих изданий считаются настоящими библиофильскими редкостями. В 1993 году в издательстве «Знаки» вышел сборник гройсовских текстов (ныне классических) «Утопия и обмен», в который как раз и входил текст «Gesamtkunstwerk Сталин». Этот сборник «в народе» был известен как «чёрный Гройс» — из-за цвета обложки. Похожая тёмная стилистика сохраняется и в адмаргинемском переиздании, но надо понимать, что эта игра с цветом и ассоциациями сейчас (когда текст Гройса по большому счету известен каждому, кто хоть как-то связан с искусством) не носит никакой смысловой нагрузки. По иному обстояло дело тогда, на рубеже 80-х и 90-х, когда мысль о том, что Сталин и соцреализм — это логическое завершение периода русского авангарда, а не его «убийца», могла вызвать, мягко говоря, определённые вопросы и комментарии. Но если не забывать, что переиздание культовых в своё время текстов — почти всегда в некотором смысле политический жест, то и над цветом обложки, и особенно над тем, что под ней находится, можно поразмышлять и в условиях новых реалий.

Катя Морозова, 21 августа 2013

Оригинал рецензии

Книга: «Gesamtkunstwerk Сталин»

Борис Гройс