Рецензии

Миллион за точку

История неофициального русского искусства конца XX века, рассказанная лондонским журналистом, по воле случая ставшим соучастником событий. Приехав с журналистским заданием на первый аукцион «Сотбис» в СССР в 1988 году, Эндрю Соломон надеялся стать очевидцем экономического триумфа русского авангарда, а вместо этого попал в грязный сквот на Фурманной улице. «Тогда я вел колонку о мире аукционов Лондона в одном британском глянцевом журнале и по долгу службы обязан был раскапывать все сплетни до того, как они станут известны широкой публике». Записки Соломона тем и увлекательны, что он с самого начала подобрал верный ключ к пониманию абсурда русской жизни. Стоит понять, что все здесь строится на волшебном словосочетании «может быть», как тебе открывается дверь в «мир советских чудес». Соломону благодаря этому «сим-сим» открылось многое: художественные сквоты обеих столиц, нелегальные вернисажи в мастерских и на пустырях, закрытые концерты групп «Среднерусская возвышенность» и «Кино», «поездки за город» с Андреем Монастырским, инсталляции Кабакова и первые триумфы отечественных звезд арт-андеграунда на Западе.

Цитата: «Я начал понимать кое-что о жизни советских художников в тот самый день, когда меня кинуло Министерство культуры. На самом деле я начал кое-что понимать как раз потому, что министерство меня кинуло, и, пожалуй, я не погрешу против истины, если скажу: то, что оно меня кинуло, — это лучшее, что случилось со мной в Москве».

Наталия Бабинцева, 4 ноября 2013

Оригинал рецензии

Книга: «The Irony Tower. Советские художники во времена гласности»

Эндрю Соломон