Рецензии

Алексей "Головоломка" Евдокомов о "Хомских тетрадях"

Слава Литтелла как главного современного литературного специалиста по живописанию ужасов войны основана в первую очередь, конечно, на его знаменитых «Благоволительницах», удостоенных Гонкуровской премии. Хотя в разговоре о «Хомских тетрадях» (посвященных, как явствует из названия гражданской войне в Сирии), вроде бы, логичнее вспомнить не прогремевший роман о Второй мировой пишущего по-французски и хорошо говорящего по-русски американца, а его же документальную книжку «Чечня. Год третий». Она была, собственно, не про войну, а про кадыровскую послевоенную Чечню — но и обе чеченские кампании Литтелл видел собственными глазами: в 1996-м и 1999-м он побывал на Кавказе в качестве сотрудника гуманитарной организации. Говорят, именно тогда он насмотрелся всего того, что позволило ему столь убедительно описать Холокост в «Благоволительницах» (хотя среди горячих точек, посещенных будущим писателем с середины 90-х — и Босния, и Афганистан, и Конго). В общем, фронтовые зверства для поехавшего в Сирию — когда там все только начиналось: в том самом городе Хомсе — корреспондентом Le Monde Литтелла были не в новинку. В «Тетрадях» явственен этот меланхолический фатализм прошедшего все круги ада фронтового корреспондента. Тем более что родилась книга из репортерских записей, заготовок для газетных статей.

Того города, что срисовывает Литтелл, давно нет — миллионный Хомс, одним из первых восставший против Башара Асада, одним из первых и превратился в руины. Неоднозначность и безысходность сирийской мясорубки, о которой мы знаем в 2014-м, еще неизвестна автору в январе 2012-го, — но в «Тетрадях» нет (ну, или почти нет) политической адвокатуры Сирийской свободной армии, хотя именно среди повстанцев Литтелл провел эти 18 дней, расписанных им едва ли не поминутно. В документальной своей «Чечне…» писатель выступал публицистом, в документальных «Тетрадях», как точно заметил один из рецензентов, — скорее, оператором-стрингером или даже портативной камерой, прикрепленной к автомату. Он избегает аффектации в описании самых чудовищных сцен, именно тем и добиваясь максимального эффекта. И в этом смысле «Тетради» ближе все-таки к художественным «Благоволительницам», где он действовал точно таким же методом.

Оригинал материала

Книга: «Хомские тетради. Записки о сирийской войне»

Джонатан Литтелл