Пресса

Джон Бёрджер. Фотография и ее предназначения. – М.: Ад Маргинем, 2014.

"Эхо Москвы", 25 сентября, Николай Александров

В нем собраны тексты 60-70-х годов. Относятся они не только к фотографии, более того, не только к визуальным искусствам (читатель найдет, например, в книге очерк, посвященный Вальтеру Беньямину). Но во всех неизменным остается подчеркнуто социальный, марксистский взгляд и суггестивный, напористый тон: «Способность всякого портретиста обнажить душу – миф. Есть ли качественная разница между тем, как Веласкес писал лицо, и тем, как он писал зад? Те сравнительно немногочисленные портреты, где действительно видна психологическая проницательность (некоторые работы Рафаэля, Рембранта, Давида, Гойи), предполагают личный, граничащий с одержимостью интерес со стороны художника, такой, который попросту не укладывается в профессиональную роль портретиста», «музеи выполняют функции домов знати, куда в определенные часы допускают плебс». Впрочем, дело не в тоне, а в поверхностности суждений. Архаичный марксистский дискурс делает это лишь более очевидным. И в этом смысле, Бёрджер действительно не утратил актуальности (как справедливо отмечается в редакционной заметке), если учесть возвращающуюся моду на примитивный социологизм.

Оригинал материала

Книга: «Фотография и ее предназначения»

Джон Бёрджер