Пресса

Interview о "Диснее" Эйзенштейна

Interview, 10 ноября 2014, Ольга Виноградова

Издательство «Ад Маргинем» выпускает очень симпатичную (и визуально, и по содержанию) серию карманных книжечек Minima. Вместе они составляют любопытнейшую подборку эссе, очерков, интервью, манифестов известных деятелей искусства, философов и социологов. Объединяет тексты попытка описания новых социальных или культурных явлений - таких, чье устройство и будущее пока туманны, о которых еще не совсем понятно, что думать и как говорить. Наравне с текстами о сегодняшних реалиях в серии встречаются статьи классиков авангарда о явлениях ХХ века - вещи, которые для нас уже стали привычными, для них были пугающими, завораживающими признаками нового времени. Вирджиния Вулф размышляет о кинематографе, Осип Брик о рекламе, Бертольд Брехт о радио. В последней новинке серии Сергей Эйзенштейн пытается выявить корни своего восхищения работой Уолта Диснея, чье творчество он называл «величайшим вкладом американцев в мировую культуру». Именно похождения анимированной мыши оказались для советского режиссера идеальным примером того, как формальными средствами чувственно воздействовать на зрителя. Прибегая к антропологическим исследованиям, он показывает, как Дисней обращается напрямую к глубинному строю человеческой психики, как безбашенность и неограниченные физические возможности рисованных персонажей сообщают зрителю экстатическое ощущение свободы от любых условностей. Незамыленный взгляд, интеллектуальное усилие, направленное на то, что мы уже привыкли считать понятным и неважным (как мелькающие на экране телевизора, много раз виденные мультики), и есть основное достоинство этой серии.

Оригинал материала

Книга: «Дисней»

Сергей Эйзенштейн