Пресса

Как сходить на вернисаж и не облажаться: советы художников

«Воздух» собрал лучшие советы коллекционерам, критикам, галеристам, художникам и просто любителям выставок из книги «Поклонник вашего таланта: искусство и этикет».

Как правильно вести себя на публике

«Вы — тощий художник? Ставка на опрятность и ­аккуратность! Вы — толстяк? Ваш девиз — безумие и неухоженность. Не знаю как — но это работает. Не носите штаны цвета хаки». Райан Стедмэн, художник

«В этой среде, в отличие, скажем, от кино или телевидения, общительность как искусство создавать непринужденную атмосферу (не путать с обязательным вращением в обществе) не приносит особых дивидендов. Поэтому нередко самые неуверенные в себе, настороженные, склонные к агрессии или попросту неловкие люди становятся самыми успешными кураторами, художниками и критиками. Поскольку в этом окружении напряженность и натянутость становятся признаком определенного положения, мир искусства — это рай для не умеющих себя вести, но в этом раю не расслабишься, вместо фимиама там разлита тревожность». Дэвид Ливайн, немецко-американский художник

«Старайтесь уделять внимание людям, когда они вам что-то говорят.

Старайтесь не смотреть через плечо человека, с которым вы разговариваете, однако, если не удержитесь и посмотрите, тоже не страшно. Все же понимают, что кто-то другой из присутствующих может интересовать вас больше, чем текущий собеседник; в конце концов, вокруг столько куда более полезных/интересных контактов, чем тот, что вы поддерживаете в данный момент. Наверное, каждый из нас борется с этим по мере сил. Правда. Но когда в помещении столько людей, и впрямь не знаешь, за кого хвататься.

Подождите, пока вы не окажетесь по меньшей мере в шести кварталах от того места, где проходила выставка, — и только тогда можете давать свои отрицательные оценки. Это и есть «правило шести кварталов».

Старайтесь запоминать имена. Кто-то дал мне совет, что делать, если вы все-таки позабыли имя и не хотите оконфузиться: попросите у этого человека адрес его электронной почты. Часто адрес содержит имя владельца.

Представляйтесь. И тех, кто пришел с вами, — тоже представляйте.

Держите себя в руках. Не горячитесь. Экзальтация причиняет окружающим неудобства». Аноним
Как правильно дружить с художниками

«Самое основное: уважайте людей, их время и частную жизнь. Будьте благоразумны. Помалкивайте о делах, которые еще не доведены до конца. Связи имеют большое значение. Вы не можете так вот запросто отправить кому-нибудь свою картину или позвонить и попросить разрешения зайти в мастерскую, если ранее вас не представили: по электронной почте или лично. Важно создавать иллюзию, что все это вовсе не бизнес и что вы выстраиваете отношения отнюдь не для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Посещение чьей-то мастерской не подразумевает обязательств». Аноним

«Желание полюбоваться работами художника не дает вам право проникать в святая святых — его мастерскую, и ваша заинтересованность в художнике отнюдь не означает, что он так же заинтересуется вами или вашими работами. (Заметьте, я говорю про иерархические отношения — заводить тесные связи среди себе равных важно и нужно.) Не стоит полагать, что собственное произведение — это отличный подарок. Хорошенько подумайте, прежде чем дарить свои произведения, поскольку в искусстве преподношения искусства есть что-то почти священное». Дайк Блэр, нью-йоркский художник
Как правильно вести дела

«Нельзя показывать, что вы чего-то очень хотите. Это негласное богемно-аристократическое правило. Следуя ему, вы даете понять, что либо у вас уже все есть, либо вам уже ничего не нужно». Итан Гринбаум, бруклинский художник

«Не выдавайте себя, не показывайте, что вам что-то от кого-то нужно, — это заставит того человека, к которому вы питаете корыстный интерес, почувствовать себя неуютно. Не просите. Пусть лучше сам предложит». Аноним

«Несколько лет назад я был в Берлине, где встречался с галеристами. Конечно же, я руководствовался нью-йоркскими правилами, которые для себя сформулировал так: а) свобода маневра по незавершенным сделкам; б) встреча и знакомство еще не подразумевают обязательств. И вот, второй же галерист, с которой я познакомился, под конец нашей встречи попеняла мне на мое «предательство». Вчера она, видите ли, ужинала с галеристом, с которым я встречался до нее, и он чуть не упал со стула, узнав, что у нас запланирована встреча». Аноним
Как все испортить

«Самое плохое — это не отвечать тем, кто что-то просит у вас по делу (или даже для себя). Отсутствие ответа не означает «нет». Просто ответить — это элементарная вежливость». Мишель Грабнер, художник, писатель и редактор

«Притворяться, что ты не заводишь полезные знакомства в тот самый момент, как ты это делаешь, — дурной тон». Джессика Слэйвен, художник и писатель

«Если, будучи художником, вы одновременно выступаете в качестве куратора, никогда, ни при каких обстоятельствах не выставляйте свои работы на устраиваемых вами выставках. Тех, кто нарушает этот закон, следует пороть по голому заду на главной площади». Боб Никас, нью-йоркский критик и куратор

«Зацикливаться на том, что тебе неуютно в обществе настолько, что становится неуютно другим». Дэвид Ливайн, немецко-американский художник

«Давать негативную оценку работам художника в день открытия его персональной выставки — все равно что насрать на именинный торт на сорокалетнем юбилее. Вернее будет приберечь свои комментарии, чтобы потом поделиться ими в блоге! Анонимно!» Райан Стедмэн, художник

Оригинал материала

Книга: «Поклонник вашего таланта: искусство и этикет»