Et cetera

Страница:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30  31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

21.12.11

Рецензии

Полнейшая иллюминация

"Московские новости" о "Благоволительницах"

Одним словом, Литтелл создал идеальную мишень для литературной критики: для хулы и лести в романе можно найти повод. Интересно другое: почему этот неполиткорректный роман со смешным до неприличия финалом (особенно в контексте того, что читателя на пути к нему ожидает кошмарный сон длиной в тысячу страниц) пришелся по вкусу непрофессиональному читателю. Миллионный тираж в одной только Европе говорит о том, что «Благоволительниц» почитали не только университетские профессора. И дело тут не только в нетривиальном подходе к теме холокоста.

подробнее

08.12.11

Рецензии

Тяжелый бестселлер

Майя Кучерская о "Благоволительницах" в "Ведомостях"

Эффект достоверности происходящего, увиденного глазами Ауэ (юриста по образованию и интеллектуала по призванию), возникает благодаря плотности исторических деталей, убедительности диалогов, точности географических координат и пейзажей. И достигает такой фантастической степени, что в какой-то момент становится непонятно, как Джонатан Литтелл, к моменту окончания книги 39-летний, вообще смог написать все это, а написав, не повредился в уме? Ну ладно, это, положим, вопль обывателя. Вопль читателя — ради чего это было написано и почему должно быть прочитано?

И вот это по мере погружения в действительно весьма кинематографичное действие «Благоволительниц» становится очевидно.

подробнее

06.12.11

Рецензии

Afisha.ru о "Благоволительницах"

Лев Данилкин: "Лучший переводной роман 2011 года, без вариантов"

Удивительная особенность «Благоволительниц»: каким бы экзотически-девиантным ни был здесь рассказчик, сам роман отлично стыкуется со всем тем, что и так есть в голове в разделе «Третий рейх и Вторая мировая», от «Жизни и судьбы» до «Семнадцати мгновений весны», от «Братьев Лаутензак» до «Банальности зла», от «А зори здесь тихие» до романов Олега Курылева. В «Благоволительницах» очень толстая, многослойная литературная «подкладка»: от Кафки до «Американского психопата», от «Героя нашего времени» до «Жизни и судьбы», от «Орестеи» до «Путешествия на край ночи»; смысл не в том, что «Благоволительницы» — глубоко эшелонированный постмодернистский роман, а в том, что множество персонажей здесь, и сам Ауэ в первую очередь, спроецированы на известных литературных героев. Чем радикальнее все эти юберменши отрицают весь предшествующий опыт человечества, чем большими новаторами себя чувствуют, тем очевиднее утыкаются в уже описанных двойников, тем скорее оказыаются в давно знакомых сюжетных «коридорах», тем нелепее, комичеее, смешнее выглядят. Вообще странным образом «Благоволительницы» смешной роман, по нему разлита некая меланхолично-истеричная ирония, здесь все время как будто слышен беззвучный смех эвменид, наблюдающих за социальными экспериментами немцев.

подробнее

05.12.11

Рецензии

Не читайте!

Виктор Топоров о "Благоволительницах"

Отдельный вопрос: зачем это издали? Во Франции, в Европе, в переводе на разные языки, и вот теперь в России, в «Ад Маргинем». Денег надеются наварить? Но я не очень понимаю, на чем. Да и на ком… То есть четыре потенциальные группы читателей у 800-страничного романа про то, как гомосексуалисты уничтожают евреев, а самих гомосексуалистов мучают и унижают их любовники (тоже палачи и садисты), имеются: это евреи, гомосексуалисты, патологические антисемиты и столь же патологические гомофобы. Но, во-первых, это группы сплошь и рядом пересекающиеся (в том числе и крест-накрест), а во-вторых, так ли уж широк их совокупный круг?

подробнее

28.11.11

Рецензии

Аппетитная ним­фет­ка и ста­ре­ю­щий ре­во­лю­ци­о­нер

"Литературная Россия" о сборнике Эдуарда Лимонова "К Фифи"

Аппетитная ним­фет­ка и ста­ре­ю­щий ре­во­лю­ци­о­нер, – ка­ков сю­жет, а? «Ос­но­ву это­го но­вей­ше­го по вре­ме­ни сбор­ни­ка мо­их сти­хо­тво­ре­ний со­став­ля­ют по­сла­ния к мо­ло­дой жен­щи­не, скры­той под име­нем Фи­фи, – со­об­ща­ет чи­та­те­лю ав­тор кни­ги «К Фи­фи» (под­ра­жая цик­лу «К Ле­с­бии» Ка­тул­ла). – До­стиг­нув из­ве­ст­но­го воз­ра­с­та, ког­да муж­чи­на опять ста­но­вит­ся по­хот­ли­вым, как под­ро­с­ток, я за­пи­сал в бе­шен­ст­ве стра­с­ти свои ме­с­та­ми эро­ти­че­с­кие, ме­с­та­ми пор­но­гра­фи­че­с­кие при­зна­ния и ви­де­ния». Впро­чем, для Эду­ар­да Ли­мо­но­ва не­уди­ви­тель­но «ста­реть» имен­но так, без осо­бо­го на­пря­га за­во­дя каж­дый раз оче­ред­ную «ре­во­лю­ци­он­ную» по­дру­гу. Да и к че­му на­пря­гать­ся? «Тру­сы сни­май с дев­чон­ки,/ Но мед­лен­но сни­май,/ И гра­дус на­пря­жён­ки/ Тем са­мым по­вы­шай», – дик­ту­ет нам по­эт свою ре­цеп­ту­ру стра­с­ти, жон­г­ли­руя фу­ту­ри­с­ти­че­с­кой сти­ли­с­ти­кой и ут­ри­руя пред­теч-сим­во­ли­с­тов. По­мни­те, «о, при­крой свои блед­ные но­ги» у Брю­со­ва? По­мнит и Ли­мо­нов, апел­ли­руя к Фи­фи: «При­крой, мой друг, твои ко­лен­ки,/ При­крой и щель, — хра­ни­тель сперм,/ Я Вас люб­лю до рас­чле­нен­ки/ И Вас ро­див­ший го­род Пермь». Го­род­ской ро­манс и про­чая зной­ная пар­фю­ме­рия в сти­ле Го­ро­дец­ко­го и Бло­ка, Се­ве­ря­ни­на и Гу­ро от­чёт­ли­во слыш­на в этом не­три­ви­аль­ном сбор­ни­ке, чей ав­тор, про­трез­вев от лю­бов­ных утех, от­чёт­ли­во за­яв­ля­ет: «Я не хо­чу стать гру­ст­ным ста­ри­ком,/ Я луч­ше бу­ду во­и­ном и тру­пом,/ При­кры­тым ок­ро­вав­лен­ным ту­лу­пом,/ С дру­ги­ми уби­ен­ны­ми ряд­ком./ Я не хо­чу быть гру­ст­ным ста­ри­ком». Сло­вом, ту­лу­пы не мы, мы – не тру­пы, а с рас­ко­сы­ми и жад­ны­ми оча­ми по­гло­ти­те­ли чу­жих (и сво­их) гре­хов.

подробнее

28.11.11

Рецензии

Грассирующий Высоцкий

Газета "Взгляд" о "Евгении Соколове" Сержа Генсбура

Француз Серж Генсбур – явление вне категорий, и дело здесь не столько в феерическом эпатаже (алкоголь, наркотики, скандалы, романы, в том числе с Брижит Бардо), сколько в творческой многогранности. Бонусом к его песням, фильмам и брутальному личному мифу прилагается повесть «Евгений Соколов» – изысканно-непристойная насмешка над продвинутой публикой.

подробнее

28.11.11

Рецензии

С точки зрения мирового зла

Галина Юзефович на страницах "Итогов" о романе Джонатана Литтелла "Благоволительницы"

Нарочито неприятный Максимилиан Ауэ, с которым читателю меньше всего хотелось бы себя ассоциировать, оказывается универсальной моделью человека, попавшего в абсурдную и страшную ситуацию и вынужденного в ней осваиваться, выдумывать для себя оправдания, да просто жить, в конце концов! И то, с какой легкостью это происходит, как безошибочно включаются механизмы, позволяющие каждому легализовать — в первую очередь в своих глазах — любое зло, заставляет усомниться в незыблемости собственных нравственных принципов.

подробнее

28.11.11

Рецензии

"Полит.ру" о "Благоволительницах"

Конечно, это провокация. Через протагониста автор приводит читающего в состояние, в которое ему захотелось его привести. Как не сопереживать чьей-либо карьере и приключениям, если читатель подключился к герою? А автор его подключил, конечно. То есть, у него специальных мыслей на этот счет могло и не быть, а так получилось: ну, не зная его конкретных намерений, снижаю степень оценки и считаю это не провокацией, а провокативностью. Конечно, это уместная для восприятия провокативность. Засасывает.

подробнее

22.11.11

Рецензии

Лев Данилкин о "Евгении Соколове"

История про генсбуровского двойника — французского художника рус­ского происхождения, готового эпатировать буржуа самыми радикальными способами. Единственный — да пожалуй, это и к лучшему — беллетристический опыт Генсбура. Предисловия Джейн Биркин и Максима Семеляка способны компенсировать любые шероховатости по части художественности.

подробнее

01.11.11

Рецензии

"Книги иКС" о "Роиссе вперде" Олега Кашина

Однако у повести Кашина есть по-крайней мере две сильные стороны. Во-первых, наблюдательный глаз «посвященного» журналиста, превращает местами трагикомический, местами жутковатый сюжет, в слепок эпохи, ценный для мимолетного времени блогов, «лайков», «твитов» и прочей Интернет-движухи. Стоп-кадр эпохи, от которой как писал Пелевин, останется не собор Василия Блаженного, но бложок Васи Заборного. А это в свою очередь выводит читателя на сверхзадачу книги – как «ряска безвременья путинской эпохи» (как пародийно-пафосно описывают итог повести в условной «Новой газете») затягивает людей. Когда под покровом внешнего лоска, гламура и понтов, скрываются тоска, деградация, распад. Новый застой.

подробнее

Страница:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30  31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45