12.04.12
Рецензии
В новой книге культового грузинского автора Зазы Бурчуладзе, уже засветившегося романами о золотой тбилисской молодёжи в «Минеральном блюзе» и «Instant Кафка», всё так же предельно искренне и просто. Вот только с самого начала читатель предупреждён о возможной имитации реальности. Ведь рыночный суррогат в названии книги – Adibas – это ещё и что-то поддельное, фальсифицированное: предмет, вещь, ситуация. В данном случае – это жизнь героя, как она видится в контексте российско-грузинской войны 2008 года. В каждом из экзотических этюдов, собранных в роман, – то из будуара, то из бассейна, а то и вовсе из шашлычной – исподволь нарастает тревога, подстёгиваемая выпусками новостей о наступающих российских войсках. Стилистически – гремучая смесь из Альдо Нове и Чарльза Буковски с «кинематографическими» акцентами на необязательных, но блестящих деталях. Пустые фразы, но не «значительные», как у Хемингуэя, а в «ленивом» стиле упомянутого Буковски. Всё вроде бы буднично и знакомо по жизни, и «заезженные штампы выскакивали сами, как поджаренный хлеб из тостера», как считает сам герой романа, но их романное средоточие в нужном месте и в нужное время делает из них что-то вроде бытовых афоризмов. Это как «мысли о возвышенном при тошноте и наоборот, тошнота при мыслях». Одним словом, искренне, как и было предсказано.
30.03.12
Рецензии
Автора интересуют не цифры победы «человека потребляющего» над природой, не технологии добычи, не технологии жизни добычливого человека, не процессы превращения многомерности девственной тундры в плоскую техно-структуру поставки нефти, не всемирный хайдеггеровский Постав, но манят ископаемый лёд, вечная мерзлота, нетронутость, вечность каменных знаков, гуси-лебеди, подземные мамонты, вечность, рай. Автор – беглец, имеющий родственность с Одиссеем, девять лет проведшим в плену своей нерешительности у нимфы Калипсо. Нимфа – это наши семьи, образование, обстоятельства, привычки, злейшие враги попыток обретения своего острова. Робинзон стремился любой ценой сбежать с острова в объятия цивилизации. По сути, Голованов пишет о попытке анти-робинзонады, о неукротимом стремлении белого человека к местам необитаемым, к местам, невозможным для жизни, но обладающим последними запасами мировой красоты.
28.03.12
Рецензии
Мысль о том, что нет никакой двойной реальности, которой я мучаюсь десятилетие, стенографируя её то так, то этак, Литтеллу удаётся подбросить вверх, запустить в высоту столь легко, что я начинаю плакать от собственного бессилия. Если бы «Благоволительницы» были только хорошо пересказанной документалистикой, интереса бы у меня не возникло. Книга прекрасна по языку. На почти восьмистах страницах большого формата я ни разу не зевнула, не посетовала на тягучесть повествования. Но — мне снились сны Ауэ.
23.03.12
Рецензии
21.03.12
Рецензии
Газета.ru о "необъявленном годе Эдуарда Лимонова" и сборнике "Атилло Длиннозубое"
Есть какая-то ирония в том, что случилось это именно сейчас, когда все возможные ипостаси его могучей натуры почти демонстративно игнорируются всеми – медиа, «креативным классом», политиками и даже некогда родной ему политической оппозицией. Без внимания, кажется, может остаться даже его юбилей, который случится через год. В жизни же самого 69-летнего поэта будто бы ничего не изменилось – любой заинтересованный мог легко обнаружить, что Лимонов не прекращал следования ни одному из своих предназначений: даже во время отсидки в тюрьме у него вышли три книги.
16.03.12
Рецензии
Если Вам приснится офицер СС и спокойно, с цитатами из Платона, объяснит, почему Вас необходимо расстрелять, вспомните о том, что он получил немецкое гуманитарное образование, одно из лучших в Европе, читал Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Наверняка знает французский и греческий языки. Таков главный герой «Благоволительниц» Джонатана Литтелла – доктор юридических наук Максимилиан Ауэ, офицер СД, любитель коньяков и изысканных вин, интеллектуал с гомосексуальными наклонностями.
11.03.12
Рецензии
800 страниц вымышленной исповеди офицера СС, оберштурмбанфюрера Макса Ауэ, интеллектуала и идеалиста, тем не менее подробно описывающего (и участвовавшего в некоторых из них) расстрелы евреев, казни партизан, коммунистов, наблюдающего гибель миллионов, – зачем все это нам и сегодня? Как могла книга о превращении человека в тварь получить Гонкуровскую премию, Гран-при Французской академии, стать мировым бестселлером? Первый слой ответов прост. Это действительно большая литература, Джонатан Литтелл создает потрясающую иллюзию подлинности происходящего, подлинности и глубины – подсвечивая рассказ сиянием античной, европейской и русской классики, от Платона и Вийона до Лермонтова и Толстого. И еще его роман – настоящая баня по-черному, нравственная встряска нашей бесчувственности, толкающая к самым главным и страшным вопросам. Если вы, вслед за европейским читателем, готовы и даже жаждете подобных потрясений – вперед.
05.03.12
Рецензии
"Читаем вместе" о новом издании "Camera lucida"
01.03.12
Рецензии
01.03.12
Рецензии
Он проводит жаркие ночи с таким же эсэсовским подонком, в перерывах постреливает евреев, геев и соседей славян. Роман поочередно хвалят и ругают - за натурализм в изображении зверств нацистов, порнографию и все это вместе. К тому же, под обличьем зверя и убийцы спрятана душа умного, образованного человека, тонкого знатока развалин того мира, на навозе которого вырос фашизм.