МОСКВА, 8 ноя - РИА Новости, Мария Ганиянц. Более двадцати московских, петербургских, пермских издательств и магазинов объединятся в некоммерческое партнерство "Альянс независимых издателей и книгораспространителей", их целью станет создание нового книжного пространства в стране, рассказал РИА Новости главный редактор старейшего независимого издательства Ad Marginem Александр Иванов.
Некоммерческое партнерство альянса, в который вошли московские "Фаланстер", "Текст", "Берроунз", "ОГИ", "Циолковский", Ad Marginem, питерские "Лимбус-пресс", "Порядок слов", "Все свободны", пермский "Пиотровский" и другие, будет официально зарегистрировано уже к декабрю этого года.
"Наша цель - не спасать корпоративную книжную индустрию, которая сейчас пребывает в глубоком кризисе, а создать в России параллельное книжное пространство, где книга перестала бы быть только развлечением или товаром", - заявил глава издательства. По его мнению, в нынешней ситуации книга проигрывает и в сфере развлечения, и в сфере информации, и в области товаропотребления, но может стать коммуникатором социальных оффлайновых сетей, "стоит только уйти от стационарного восприятия книги как лежащего на полке товара".
Как пояснил Иванов, речь идет не о спасении корпоративной индустрии книгоиздательства и книгораспространения, заточенной исключительно на получении прибыли, которая сейчас пребывает в глубоком кризисе. Вступить в некоммерческое партнерство сможет любой магазин или издательство, которое относится к книге не как к товару, а как к товарищу, то есть ставит во главу угла не извлечение максимальной прибыли, а миссию - культурную, научную или просветительскую.
"Например, НЛО может стать членом альянса, а издательство АСТ - нет. Впрочем, последнему это и не интересно, так как наша деятельность не ставит увеличение товарооборота на первое место", - добавил он.
По его словам, в ближайших планах альянса - восстановление городской книжной топографии и создание новых книжных пространств: локальных ярмарок, где книга могла бы найти своего читателя, временных тематических торговых точек, проведения фестивалей.
"Мы хотим вернуть книгу на улицу, в городскую среду и сделать ее насыщенной. Например, в 20-е годы ХХ века Есенин, Клюев, Мариенгоф продавали свои книжки на лотках на Никитском бульваре. Весной мы планируем вернуть эту традицию", - рассказал он.
Кроме того, в планах альянса возродить традиции берлинских и венских кафе, где люди не просто пьют кофе, а приходят, чтобы почитать книги и газеты. По его словам, мест, где книге было бы уютно, в Москве много: городские улицы, традиционно связанные с книжными развалами - Кузнецкий мост или Китайгородская стена, - обновленный Парк культуры им. Горького, центры современной культуры и искусства, такие, как "Гараж", "Красный Октябрь", "Проект "Фабрика" и другие.
"Мейнстрима больше нет: массовая культура умирает, второго "Гарри Поттера" не будет. Эта культура ушла в прошлое. Современные социальные и культурные поля меняют свой облик, и книга помогает им в этом ", - объяснил необходимость изменения книжного пространства собеседник агентства.